Ауэрбах
– еще один представитель Лондонской школы живописи. Френсис
Бэкон, Люсьен Фрейд, Леон Коссофф – это группа художников, дружившая
между собой и принадлежавшая к одному кругу. Особенно Франк Ауэрбах был
близок с Леоном Кософфым.
Они
вместе учились в одной школе искусств, потом - в одном колледже и у них
был один общий учитель - Дэвид Бомберг, учивший проникать в суть
вещей, сквозь внешнюю поверхность - искать истину.
Франка
Хельмута Ауэрбаха относят кто к экспрессионизму, кто к фигуративной
живописи, кто к образной живописи. Его история далека от гламурных
приключений Френсиса Бэкона и Люсьена Фрейда.
Его история – это бесконечное терпение и ежедневная работа в студии по восемь-десять часов триста шестьдесят дней в году.
В
течение долгих лет он рисовал одни и те же модели и пейзажи, в разных
ракурсах и по-разному. Его картины – это серии романов с избранными
местами и людьми, которые колеблются в своей повторяемости и
неповторимости как безбрежный Океан.
Это
художник-эрудит, продолжающий многовековую традицию европейской
живописи, которая складывалась, как минимум, пять веков. Однажды на
вопрос журналиста, кто оказал на него наибольшее влияние, Ауэрбах с
ходу перечислил имена более чем пятидесяти художников: Микеланджело,
Рубенс, Рембрандт, Тициан, Делакруа, Энгр,
Гойя, Сутин, Бэкон, Фрейд, Пикассо, Матисс, Сезанн, Коро, Дюрер …
Их
он считает своими современниками и участниками в разговоре идей, а свое
искусство рассматривает как диалог с прошлым. Как и Леон Коссофф, он
пишет и снова соскабливает уже готовые рисунки и краски, ищет момент
истины в каждом кусочке холста. И снова кладет краски густым слоем.
Настолько густым, что картины под их тяжестью становятся неподъемными, а
краска отваливается с картин кусками.
Франк
Ауэрбах мастер загадывать зрителю загадки и задавать неудобные вопросы.
Его искусство – это лабиринт, из которого каждый ищет свой выход,
лабиринт, в центре которого стоит сам зритель. Из хаоса, небытия, бури
красок и линий, из неупорядоченности вдруг проступает лик.
Так
художник вносит в Хаос свой порядок. Его портреты лишь смутно
напоминают человека, это полуабстрактные образы. Они никогда не
прописываются их четко и до конца, давая возможность зрителю самому
достраивать увиденный образ. Поэтому его искусство требует полного
погружения в живопись и интенсивного психологического включения в образ.
Тяжелые
и толстые мазки, угловатые, с размытыми краями, они создают ощущение
внезапного параксизма, словно художник сам увидел нечто и испугался. Но
именно это и является его целью: докопаться до сути, до глубины,
пробиться сквозь запреты и завалы обыденного взгляда. Тайная структура
вещей сопротивляется легкости ее открытия.
Сегодня
Франк Ауэрбах – один из самых значительных художников Лондонской школы,
который продолжает творить. Известность пришла к нему в конце
восьмидесятых и сегодня его картины на аукционах стоят миллионы
долларов.
Франк
Ауэрбах родился в семье евреев немецкого происхождения в 1931 году.
Отец – адвокат, мать – художник. Когда в 1933 году к власти пришли
нацисты, родители решили, по совету друга, отправить мальчика на время в
Великобританию по проекту Kindertransport ("Перемещение детей").
В
соответствии с ним в Великобританию перемещались дети в основном
еврейской национальности, которых фактически спасали от смерти.
Мальчику было семь лет. Родители остались в Германии, рассчитывая, что
нацисты пришли к власти временно. Но они ошиблись: в 1942 году они
погибнут в концлагере.
Но
мальчик был спасен, хотя в Англии у него не было никого. Акция
Kindertransport спасла более десяти тысяч детей. В этом году акции
исполнилось семьдесят пять лет. Существует несколько памятников этому
событию. Они поставлены в том числе и на вокзалах, откуда дети
переправлялись в Англию. Есть книги, фильмы и воспоминания об этом
уникальном историческом факте.
По
приезде в 1939 году в Великобританию, Франка Ауэрбаха определили в
частную школу-интернат в графстве Кент. Здесь учились в основном дети из
еврейских семей от шести до двенадцати лет. Школа была светской, а дети
- разных вероисповеданий. Обучение шло по системе Монтессори. Ее девиз:
«Девочки и мальчики учатся быть любознательными, любопытными и
независимыми».
Акцент
делался на искусство и спорт. Дети занимались рисунком, музыкой,
театром, языками. Практиковались ежедневные прогулки в лес и изучение
языков - английского и французского – через разговорную речь во время
обедов. Вечером воспитатели читали детям книги, и на ночь каждый ребенок
получал свой поцелуй любви.
Так
прошло восемь лет. В школе у Франка проявились хорошие актерские
способности, а также интерес к живописи. Окончив школу в семнадцать лет,
Ауэрбах получает Британское гражданство и поначалу решает связать свою
жизнь с театром. Он даже участвует в постановках у известного Питера
Устинова.
Поступив
в театр в 1948 году, Франк знакомится с актрисой и своей первой
постоянной моделью Эстеллой Олив Вест (1916 года рождения). Их
страстная любовь - одна из самых драматических историй, длившаяся почти
четверть века – с 1950 по 1973 год.
Она
подарила миру семьдесят картин с образами этой удивительной женщины,
некоторые из которых являются настоящими шедеврами. Сегодня представить
имя Франка Ауэрбаха без этой женщины невозможно. Ее инициалы – стоят под
семью десятками рисунков и картин художника.
Стелла
к моменту их знакомства была тридцатидвухлетней вдовой, матерью троих
детей и на пятнадцать лет старше Франка. Он был еще тинэйджером, когда
они познакомились. Ей он казался милым юношей, и она была далека от
мысли, что они станут любовниками.
Именно
Стелла посоветовала ему начать серьезно заниматься живописью. Он
поступает в школу искусств Святого Мартина. Проучившись здесь три года,
он продолжает учебу в Королевском колледже искусств, параллельно беря
уроки у Дэвида Бомберга.
Учебу
Ауэрбах заканчивает в двадцать четыре года, а уже в двадцать пять у
него состоится первая выставка работ. Критики были не в восторге от
тяжеловесных картин художника. Единственный критик Дэвид Сильвестр
высоко отозвался о художнике, назвав его выставку самой впечатляющей
после выставки Френсиса Бэкона в 1949 году.
Здесь было много картин с названием ««E.O.W.». Стелла часами позировала художнику, который писал, скоблил и снова писал на том же листе, дотирая рисунок до дыр. Это была его первая серия: Голова E.O.W (1954-1955), E.O.W. Обнаженная (1953-1954), E.O.W. (1957), E.O.W. Обнаженная (1958), E.O.W. на Голубом покрывале, E.O.W. III (1963-1964) и другие.
Эти
портреты стали ключевыми в карьере художника и с них начинается его
путь в большое искусство. Их отношения были по-настоящему глубокими и
интимными, что не могло не отражаться и в картинах. В картинах с
образами Стеллы преобладали белые, серые и черные тона.
Второй
серией в начале пятидесятых годов стал цикл картин со строительных
площадок Лондона, которая создавалась на протяжении десяти лет – с 1952
по 1962 годы. Создавались картины в его знаменитой мастерской на площади
Камден, которую он купил в 1950 году у своего друга. Именно эти места
вдохновляли его многие годы.
Мастерская
не отапливалась, туалет был на улице, но у начинающего художника не
было средств на другое помещение. С годами мастерская благоустраивалась,
обживалась, пропитывалась красками, скипидаром и углем. И верно служила
Франку Ауэрбаху в течение более чем шести десятков лет.
В
1958 году Ауэрбах женится на Джулии Волстенхолм (Wolstenholme). В браке
родился его единственный сын. Но вскоре супруги разъехались из-за
продолжающейся страстной любви Франка со Стеллой. И только в 1973 году
их отношения окончательно прекратились, а через три года он вновь
съехался со своей женой. Жена так же, как и Стелла, стала постоянной
моделью Франка Ауэрбаха, которая на его картина значится под именем
"Джулия".
Комментариев нет:
Отправить комментарий