«Романтизм» — лишь одно из крупных художественных направлений в противовес Просвещению,или же феномен в изобразительном искусстве в целом? Свой анализ этого явления предлагают кураторы Художественной галереи Йельского университета. На выставке«Критика разума: романтическое искусство 1760 — 1860 годов»(The Critique of Reason: Romantic Art,1760−1860) представлены работы Гойи,Делакруа,Стаббса,Тёрнера и других художников конца 18-го — первой половины 19 веков.
Является ли изобразительное искусство по сути своей романтичным? Василий Кандинский считал именно так. Он писал: «Смысл,содержание искусства — романтика,и мы сами виноваты в том,что ищем её в истории,рассматриваем её только как исторический феномен». По его мнению,«романтизм — глубок,красив,его содержание радостно; это кусок льда,в котором сияет огонь».
Возможно,конечно,Кандинский считал,что поздно родился. Будучи ключевой фигурой модернизма 20 века,он воспринимал романтическое искусство сквозь туманную дымку и лунный свет очарования. Мы можем только чувствовать его боль.
Для большинства же из нас романтизм был интеллектуальным,политическим и эстетическим движением с конкретными историческими маркерами. Как и в случае с модернизмом,можно бесконечно обсуждать его истоки,причины и характер. Но в целом он начался в конце 18 века и достиг апогея в первой половине 19-го.
Замечательная выставка в Художественной галерее Йельского университета с головой окунает зрителей в этот период,стремится
представить романтическое искусство во всех его многочисленных
аспектах. В экспозиции представлены многие величайшие художники той
эпохи — от Теодора Жерико и Франсиско Гойи до Эжена Делакруа и Джона Констебля.
Джордж Стаббс,«Лев,нападающий на лошадь», 1770 год. Художественная галерея Йельского университета
Внушительная по размаху выставка(она включает около 300 объектов — картин,гравюр,скульптур,рисунков,фотографий и монет) разделена на простые секции,иллюстрирующие отдельные темы.
Теодор Жерико, «Возвращение из России», 1818 год
1
Франсиско Гойя, «Бедствия войны», 1814 год
Один из разделов посвящён социальной и политической критике,с которой яростно выступали некоторые художники романтизма. Другие демонстрируют связь между романтизмом и ориентализмом,более личные подходы к портретной живописи,фокусируются на изображении природы,пейзажах и,конечно,на навязчивой идее всех романтиков о месте индивидуума в мире.
Кураторы выставки выдвигают убедительный общий аргумент: романтизм не был противопоставлением Просвещению,стремясь доказать превосходство эмоций,фантазии и индивидуального чувства. Напротив,он продлил Просвещение,подчёркивая важность критики — в том числе и самокритики.
Картина Джона Мартина
«Иисус Навин приказывает солнцу остановиться» с её напыщенной
визуальной риторикой составляет разительный контраст очень скромному,человечному и приватному«Распятию» Делакруа,что расположено рядом.
Вернёмся к идее Кандинского о том,что романтизм был не просто локальным историческим феноменом,но,напротив,сущностью изобразительного искусства. В его попытках познать неведомое,восславить непостижимое,романтизм может быть просто одним из многих ярлыков,повешенных нами на вечный,универсальный импульс,который чувствовали и ремесленники Древнего Египта,и Леонардо да Винчи,и Мэтью Барни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий