
Семь залов корпуса Бенуа, около 250 экспонатов в 9-ти техниках (живопись×
Станковая
живопись – живопись, выполняемая на станке, то есть на мольберте. При
этом, поверхность, на которую наносят изображение, является
нестационарной и не утилитарной, в отличие от декоративной и
монументальной живописи. Она выполняется на картоне, бумаге, шелке или
холсте и несет самостоятельное значение. Иными словами, произведение
станковой живописи – это картина.
В станковой живописи используют
пастель, гуашь, масло, акварель, акрил и темперу. Однако преобладают
картины, написанные маслом. К составляющим этой разновидности
визуального искусства относят монотипию, при которой изображение на
бумагу наносят с доски с вырезанным и покрытым краской контуром рисунка.
Традиционно, в европейских странах произведения станковой живописи
обрамляет паспарту или рама. На Востоке картина представляет собой
свиток, изображение на котором чаще всего выполнено тушью. Основными
инструментами художника являются пространственная композиция, игра тени и
света, цветовые пятна и объем, фактурность мазков.
К жанрам станковой живописи относят портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр и сюжетную живопись.
читать дальше
Масляная живопись – вид живописи, в
котором художник использует краски на основе растительного масла
(льняного, сафлорового и орехового). Наносится как пастозно, так и
лессировкой (тонкими слоями). После долгого высыхания цвета свои оттенки
не меняют. Масло используют в станковой и декоративной живописи. При
правильном хранении изображение сохраняется сотни лет.
Техника занимает особое положение как в
классическом, так и в современном искусстве, так как материалы
открывают наиболее широкие возможности для художника. В Европе масляная
живопись получила активное распространение в ХV веке, после внедрения
техники нидерландским живописцем Яном ван Эйком.
Зачастую маслом пишут на
предварительно прогрунтованном хлопковом, льняном холстах или дереве.
Грунт (акриловый) препятствует вытеканию красок, создавая сцепление с
поверхностью и фактуру. Для письма художники используют грубые кисточки
из свиной щетины и более нежные, для тончайших деталей, из красного
соболя, а также мастихин – инструмент для смешивания красок на палитре и
нанесения рельефных мазков. Этим же предметом можно снимать краску с
холста во время рисования. Разбавляют масло скипидаром.
читать дальше
, акварель, гуашь, пастель×
Пастель
(от лат. pasta – тесто) – материалы, в виде мелков, применяемые в
живописи и графике. Может быть восковой, сухой и масляной. Сухая пастель
предполагает применение метода растушевки, с помощью которого можно
достичь мягких цветовых переходов. Помимо этого различают твердую
пастель для рисунка и мягкую для сочных крупных штрихов. Изображение
наносят на фактурную поверхность, способную удержать пигмент: бархатную,
пастельную и наждачную или тонированную бумагу для акварели. Ранее
мастера рисовали даже на замше. Единственный минус – способность
осыпаться. Поэтому после завершения работы картину фиксируют специальным
материалом или обычным лаком для волос. Название красок произошло от
названия техники «а пастелло», применяемой итальянскими художниками ХVI
века. Спустя два столетия эту тенденцию подхватили во Франции.
Художники, прежде всего, оценили скорость и легкость написания картин с
помощью пастели. Ею пользовался Дега, размашисто накладывая краску на
поверхность, а после - обрабатывая паром, что делало материал податливым
для растушевки пальцами.
Картины, выполненные пастелью, нуждаются в качественном освещении, которое позволяет увидеть многослойность изображения.
читать дальше
, карандаш, темпера×
Темпера
(от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной
(растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры)
эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же
искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы
египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её
называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют
его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Такой вид живописи открывает множество
возможностей для нанесения изображения (лессировка, тонким и толстым
слоем), поэтому применяется в монументальной, станковой
и декоративной живописи. Натуральную темперу используют в иконописи,
нанося её на деревянную основу. С помощью темперы с древних времен
создают фрески. Помимо этого ею можно писать по бумаге, холсту, картону.
После быстрого высыхания цветовая насыщенность претерпевает некоторые
изменения, картина имеет бархатистую фактуру. Чтобы добиться большей
яркости и глубины цветов, через месяц после написания работы темперой,
её покрывают лаком. Художники могут готовить темперные краски
самостоятельно перед использованием.
читать дальше
, тушь, офорт, скульптура) и 7-ми жанрах (пейзаж, анималистика, историческая живопись×
Станковая
живопись – живопись, выполняемая на станке, то есть на мольберте. При
этом, поверхность, на которую наносят изображение, является
нестационарной и не утилитарной, в отличие от декоративной и
монументальной живописи. Она выполняется на картоне, бумаге, шелке или
холсте и несет самостоятельное значение. Иными словами, произведение
станковой живописи – это картина.
В станковой живописи используют
пастель, гуашь, масло, акварель, акрил и темперу. Однако преобладают
картины, написанные маслом. К составляющим этой разновидности
визуального искусства относят монотипию, при которой изображение на
бумагу наносят с доски с вырезанным и покрытым краской контуром рисунка.
Традиционно, в европейских странах произведения станковой живописи
обрамляет паспарту или рама. На Востоке картина представляет собой
свиток, изображение на котором чаще всего выполнено тушью. Основными
инструментами художника являются пространственная композиция, игра тени и
света, цветовые пятна и объем, фактурность мазков.
К жанрам станковой живописи относят портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр и сюжетную живопись.
читать дальше
Масляная живопись – вид живописи, в
котором художник использует краски на основе растительного масла
(льняного, сафлорового и орехового). Наносится как пастозно, так и
лессировкой (тонкими слоями). После долгого высыхания цвета свои оттенки
не меняют. Масло используют в станковой и декоративной живописи. При
правильном хранении изображение сохраняется сотни лет.
Техника занимает особое положение как в
классическом, так и в современном искусстве, так как материалы
открывают наиболее широкие возможности для художника. В Европе масляная
живопись получила активное распространение в ХV веке, после внедрения
техники нидерландским живописцем Яном ван Эйком.
Зачастую маслом пишут на
предварительно прогрунтованном хлопковом, льняном холстах или дереве.
Грунт (акриловый) препятствует вытеканию красок, создавая сцепление с
поверхностью и фактуру. Для письма художники используют грубые кисточки
из свиной щетины и более нежные, для тончайших деталей, из красного
соболя, а также мастихин – инструмент для смешивания красок на палитре и
нанесения рельефных мазков. Этим же предметом можно снимать краску с
холста во время рисования. Разбавляют масло скипидаром.
читать дальше
, ню, иллюстрация, шарж, натюрморт) — 150-летие Валентина Серова Русский музей встречает грандиозной выставкой. И это при том, что творчество великого портретиста представлено здесь без портретов. Ну, почти.
Портрет Ольги Серовой
1. Начнем с разоблачения: на выставке «Серов — не портретист» все же есть несколько портретов. «Я не портретист. Я — просто художник», — возражал сам Серов своим современникам, которые на все лады воспевали его талант запечатлевать лица и характеры. Русский музей, что называется, уважил мнение юбиляра и собрал экспозицию, раскрывающую все многочисленные грани серовского дарования, включив в нее и те портреты, за которыми, например, открываются пейзажи. И портреты, которые открывают не только лицо. Ловко!
2. Выбор есть. Если в результате знакомства с выставкой вам покажется (а это вовсе не исключено), что при всей широте творческого диапазона лучшее у Серова — это все-таки портреты, вы можете
ознакомиться с ними немедленно: все серовские портреты из постоянной
экспозиции Русского музея остаются на своих местах и во время «непортретной» выставки.
3. Конкуренция с Третьяковкой. Экспонаты для своей выставки Русский музей собирал повсюду: частные коллекции, региональные
музеи. А вот столичная Третьяковка была не особенно щедра: к сентябрю
там готовят собственное посвящение Серову. И все же одно из центральных
полотен питерской выставки — именно из Третьяковской галереи. «Похищение
Европы», собственную интерпретацию античного мифа, художник написал незадолго до смерти, вернувшись с острова Крит. Он создал шесть версий «Похищения» (на выставке представлены четыре из них) — и в процессе почти изобрел новый для себя художественный язык. Увы, заговорить на нем во весь голос не довелось.

Похищение Европы
1910, 71×98 см.


Одиссей и Навзикая
1910
4. Под античные мотивы в исполнении Серова на выставке отдан целый зал. Эффектно смотрится полотно «Одиссей и Навзикая» — иллюстрация к Гомеру в стиле модерн.
5. Серов часто писал лошадей, и его творческие отношения с этими животными, широко представленными и на выставке, были непростыми. «Люблю лошадей — красивая штука. Попробуй-ка нарисуй, да, знаешь, трудно», — восхищался и сокрушался он. А еще, по воспоминаниям Константина Коровина, художник сам себя иногда назвал лошадью — правда, не за красоту. «Ох, я лошадь», — бранил Серов себя, вдобавок еще и по голове стукнув, если не мог взять правильный цвет.

Зимой
51×68 см.
-
Валентин Александрович Серов Купание лошади -
Валентин Александрович Серов В деревне. Баба с лошадью1898, 52×69 см. -
Валентин Александрович Серов Линейка из Москвы в Кузьминки1892, 58 см. -
Валентин Александрович Серов После Куликовской битвы -
Валентин Александрович Серов Волк и Журавль -
Валентин Александрович Серов Мартышка и очки -
Валентин Александрович Серов Квартет -
Валентин Александрович Серов Лев и волк
6. На выставке представлен блок исторической живописи Серова. Поразительна крошечная сценка «Император
Петр II с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из с.
Измайлова осенью на псовою охоту». От картонки размером 40×43 см. так
и хочется отпрянуть, чтобы пес не сбил с ног, а лошади не забрызгали грязью. На портретах таких вихрей не встретишь.

Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте
1900, 43×40 см.
— Серов… создал в своей крошечной картинке «Елизавета и Петр II на охоте» такой перл, такую тонкую иллюстрацию XVIII века в России… Один осенний чисто русский пейзаж с кургузой, в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут по слякоти ярко-красные мундиры охотников, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всем этом еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе души.Александр Бенуа
7. Не только лошади интересовали Серова-анималиста. Но тут снова подвох. Взять, к примеру иллюстрации к басням Крылова, над которыми художник работал в течение 16-ти лет: это ж все портреты! Как и всегда в случае со зверьем у Серова.

Серов животных обожал, наблюдал за ними всю жизнь — и едва ли не пристальнее, чем за людьми. Если животные соседствуют на его полотнах со своими хозяевами — еще большой вопрос, кто вышел лучше, чей характер схвачен точнее. Известно замечание Игоря Грабаря о портрете Ольги Тамара, на котором лучше всего вышла такса.

8. Фотография среди шедевров. Самый интригующий экспонат выставки так и остался в запасниках Русского музея: огромный рулон «Хождение по водам» (1890),
написанный совместно Серовым и Коровиным по заказу Павла Третьякова
и его родственника Василия Коншина для приходской церкви Костромской
мануфактуры находится в плачевном состоянии, а реставраторы только разводят руками — говорят, еще не изобретены технологии, способные вернуть жизнь этому произведению, которое мало того, что скверно хранили, так
еще и красочный слой зачем-то счистить пытались. Поэтому вместо
оригинала показывают фотоснимок: с подсветкой выглядит гипнотически.
Любопытна и история создания религиозного холста.
Любопытна и история создания религиозного холста.
— Мне предложена была работа: написать для церкви в Костроме большую картину на тему «Христос
на Гефсиманском озере». Серов в это время только что женился и был
в нужде. Я предложил ему написать картину вместе. Мы отправились
в Кострому и там прожили два месяца Серов писал Христа, я — озеро и все остальное. Серов всегда увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила.Константин Коровин
За муками творчества приятелей, которые все никак не могли определиться с композицией «Хождения», наблюдал Врубель. Усидеть на месте он был не в силах: оторвал кусок картона от подоконника — и набросал свою версию, которая теперь обитает в Третьяковке. Серов с Коровиным, увидев восхитительный набросок Врубеля, совсем приуныли — и со своим заказом разобраться смогли только через полгода.
Серов был страшным перфекционистом, от чего мучился не только сам. По окончании работы над «Хождением по водам», он разослал друзьям письма с требованием не ездить в Кострому и не смотреть его работу. Правда, со временем смягчился и принял ее. Помогло и то, что Третьяков исполнением заказа остался доволен.
Серов был страшным перфекционистом, от чего мучился не только сам. По окончании работы над «Хождением по водам», он разослал друзьям письма с требованием не ездить в Кострому и не смотреть его работу. Правда, со временем смягчился и принял ее. Помогло и то, что Третьяков исполнением заказа остался доволен.

Хождение по водам
1890
9. Константин Коровин на выставке Серова присутствует не только в качестве соавтора, но и в качестве героя импрессионистского эскиза. Если написать друга со спины — это ведь не считается портретом?

Художник К. Коровин на берегу реки
1905
10. Сегодня Серов восхищает тем, за что при жизни его поругивали. В его работах не было обличительного пафоса, как у передвижников: если он писал крестьянку — то для того, чтобы полюбоваться ею, игрой света и тени, а вовсе не ради возможности ужаснуться ее тяжкой доле. Репин критиковал Серова за зыбкий, игривый, неуловимый мазок — но именно в нем и настроение, и страсть, и талант Серова — что бы он не писал, хоть человека, хоть кошку, хоть заброшенный пруд.

Крестьянский дворик в Финляндии
![]() | ![]() |

Заросший пруд
Выставка «Серов не портретист» работает в Русском музее (Санкт-Петербург) до 8 июня 2015 года.
![]() | ![]() |
|
В. Серов. Миропомазание императора Николая Александровича | 1 | В. Серов. Портик с балюстрадой |
Thanks for sharing this useful information! Hope that you will continue with the kind of stuff you are doing. Also read this article Quality M Sand in Bangalore
ОтветитьУдалить