
«Романтизм» — лишь одно из крупных художественных направлений в противовес Просвещению, или же феномен в изобразительном искусстве в целом? Свой анализ этого явления предлагают кураторы Художественной галереи Йельского университета. На выставке «Критика разума: романтическое искусство 1760 — 1860 годов» (The Critique of Reason: Romantic Art, 1760−1860) представлены работы Гойи, Делакруа, Стаббса, Тёрнера и других художников конца 18-го — первой половины 19 веков.

Пантера, схватившая оленя
1836, 53.5 см.
Является ли изобразительное искусство по сути своей романтичным? Василий Кандинский считал именно так. Он писал: «Смысл, содержание искусства — романтика, и мы сами виноваты в том, что ищем её в истории, рассматриваем её только как исторический феномен». По его мнению, «романтизм — глубок, красив, его содержание радостно; это кусок льда, в котором сияет огонь».

Романтический пейзаж
Возможно, конечно, Кандинский считал, что поздно родился. Будучи ключевой фигурой модернизма 20 века, он воспринимал романтическое искусство сквозь туманную дымку и лунный свет очарования. Мы можем только чувствовать его боль.
Для большинства же из нас романтизм был интеллектуальным, политическим и эстетическим движением с конкретными историческими маркерами. Как и в случае с модернизмом, можно бесконечно обсуждать его истоки, причины и характер. Но в целом он начался в конце 18 века и достиг апогея в первой половине 19-го.

Замок Хадли
Замечательная выставка в Художественной галерее Йельского университета с головой окунает зрителей в этот период, стремится
представить романтическое искусство во всех его многочисленных
аспектах. В экспозиции представлены многие величайшие художники той
эпохи — от Теодора Жерико и Франсиско Гойи до Эжена Делакруа и Джона Констебля.

Джордж Стаббс, «Лев, нападающий на лошадь», 1770 год. Художественная галерея Йельского университета
Внушительная по размаху выставка (она включает около 300 объектов — картин, гравюр, скульптур, рисунков, фотографий и монет) разделена на простые секции, иллюстрирующие отдельные темы.
Один из разделов посвящён социальной и политической критике, с которой яростно выступали некоторые художники романтизма. Другие демонстрируют связь между романтизмом и ориентализмом, более личные подходы к портретной живописи, фокусируются на изображении природы, пейзажах и, конечно, на навязчивой идее всех романтиков о месте индивидуума в мире.
Кураторы выставки выдвигают убедительный общий аргумент: романтизм не был противопоставлением Просвещению, стремясь доказать превосходство эмоций, фантазии и индивидуального чувства. Напротив, он продлил Просвещение, подчёркивая важность критики — в том числе и самокритики.

Джон Флаксман, «Сотворение небес», ок. 1790 года. Йельский центр британского искусства
Читайте также наше
собственное исследование темы: «Нередко стиль романтизма путают
с „романтическими“ образами в живописи и пасторальными сценами.
Но в фокусе внимания творцов всех жанров конца XVIII — начала XIX в.в.
от музыки до живописи — личность со всеми переживаниями и богатым
внутренним миром» — «Романтизм: страстная натура"

Несмотря на то, что кураторы в основном ограничились британскими и французскими художниками, шедевров романтизма на выставке — великое множество. Целая стена отдана серии Гойи «Бедствия войны».
В этом же разделе, посвящённом социальной и политической критике, есть три скульптурные карикатуры на политиков, созданные Оноре Домье, и поразительный эпизод Ари Шеффера «Отступление армии Наполеона из России в 1812 году».

Секция, посвящённая изображениям природы и представлениям о далёких краях, напоминает
нам о взаимосвязи высоких чувств романтизма и рациональных исследований
Просвещения. Одержимость Алжиром не принесла бы плоды Эжену Делакруа, если бы художник не побывал там и не получил собственные впечатления.

Алжирские женщины
1834
Но даже в этом случае он давал волю фантазии. Живописец никогда в действительности не входил в гарем, но изобразил его обитателей с большой находчивостью и чувством.

Картина Стаббса
находится в одном зале с чудесными визуализациями диких животных —
одновременно драматическими и натуралистическими работами великого Антуана-Луи Бари, — и «Извержением Везувия» Джозефа Райта, а также рядом картин Уильяма Тёрнера.
![]() | ![]() |
|
Теодор Жерико, «Возвращение из России», 1818 год | 1 | Франсиско Гойя, «Бедствия войны», 1814 год |

Иисус Навин приказывает солнцу остановиться
1840-е

Картина Джона Мартина «Иисус Навин приказывает солнцу остановиться» с её напыщенной визуальной риторикой составляет разительный контраст очень скромному, человечному и приватному «Распятию» Делакруа, что расположено рядом.
Вернёмся к идее Кандинского о том, что романтизм был не просто локальным историческим феноменом, но, напротив, сущностью изобразительного искусства. В его попытках познать неведомое, восславить непостижимое, романтизм может быть просто одним из многих ярлыков, повешенных нами на вечный, универсальный импульс, который чувствовали и ремесленники Древнего Египта, и Леонардо да Винчи, и Мэтью Барни.
Выставка продлится до 26 июля.
![]() | ![]() |
|
Джозеф Райт из Дерби, «Извержение Везувия» | 1 | Уильям Тёрнер, «У берегов Нотуберленда» |
Комментариев нет:
Отправить комментарий