В июне нынешнего года на аукцион Bonhams в Лондоне был выставлен очень интересный лот: 340 страниц архивных документов и писем основоположника супрематизма Казимира Малевича. Эстимейт коллекции варьировался в пределах от 150 до 250 тысяч фунтов стерлингов. Несмотря на то, что лот The Life and Times of Kazimir Malevich был с торгов снят, его все-таки приобрел частный покупатель, имя которого не разглашается. Как сообщает The Art Newspaper Russia, в настоящее время архив находится в Москве.
В оформлении покупки принимал участие московский галерист и издатель Ильдар Галеев. Как ему удалось узнать, последний владелец документов, американский коллекционер, владел архивом вполне законно. Попытки продать архив по частям успехом не увенчались, но на полное собрание покупатель нашелся. Новый владелец обещает не только публикацию всего приобретенного архива,но и выставку этих раритетов, которую подготовит Ильдар Галеев.
Автопортрет
Казимир Северинович Малевич
1910, 26.8×27 см
Самые ранние документы датируются 1913-м годом, когда Малевич вернулся из поездки в Париж; самые поздние написаны в 1935 году, незадолго до смерти художника. Эта архивная подборка уникальных рукописей является частью наследия знаменитого русского коллекционера Николая Харджиева (1903 — 1996). Среди рукописей — письма наркому просвещения РСФСР Анатолию Луначарскому,поэту Григорию Петникову, письма и открытки, адресованные художнику и композитору Михаилу Матюшину и художнику Ивану Клюну. Архив также содержит машинописный экземпляр труда Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи» с авторскими правками от руки, письма к Николаю Суетину и Вере Ермолаевой и другие исторические свидетельства широчайших интересов пионера современной абстрактной живописи, чьи работа и мышление оказали глубокое влияние на развитие беспредметного искусства в XX веке.
Казимир Малевич и Николай Харджиев. Немчиновка, 1933. Российский государственный архив литературы и искусства.
Николай Харджиев, в чье собрание когда-то входила проданная Bonhams подборка рукописей Малевича, был крупным и авторитетным специалистом по истории русского литературного авангарда. Благодаря нестандартным и отчасти спорным методам коллекционирования ему удалось спасти для истории русской культуры десятки уникальных материалов, ставших наглядным свидетельством бурного процесса творческих поисков 1910—1920-х годов. Несколько попыток Николая Харджиева выехать за рубеж вместе со всем своим архивом, который он собирал десятилетиями, заканчивались потерей ценных экспонатов, которые потом«всплывали» в солидных музейных и частных коллекциях.
Две самые объемные части архива Харджиева сегодня хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства. О судьбе этого собрания читайте в нашем материале.
Набросок Казимира Малевича к картине «Англичанин в Москве» (1914) из коллекции Харджиева, найденный между страницами монографии в Городском музее в Амстердаме. Фото: stedelijk. nl
Некоторые из рукописей архива Малевича были опубликованы ранее, попав к искусствоведам в виде ксерокопий. Такова судьба письма Малевича к Луначарскому, часто упоминаемого благодаря фразе «Очень жаль, что Правда захватила в свои руки всю правду и тем самым не может поместить ответа ибо сие почти все ложь», которое вошло в двухтомник"Малевич о себе. Современники о Малевиче" (2004).
Наверняка коллекция писем Малевича, проданных на аукционе Bonhams этим летом — не последний осколок большого собрания Николая Харджиева,и поклонников авангарда еще ожидают сюрпризы и открытия. Ближайшие — на выставке документов из лота The Life and Times of Kazimir Malevich, обещанного публике в обозримом будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий