«Безумная Грета» Питера Брейгеля Старшего раскрыла свои секреты реставраторам

Новая дата создания, новые детали, краски и глубина — всё это обрела картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета» после полутора лет реставрации. Эксперты сняли слои дорисовок и пожелтевшего лака,и со 2 октября 2018 года всемирно известная панель предстает перед посетителями исключительной выставки в Вене во всём своём блеске. Ретроспектива посвящена 450-летию со дня смерти художника. Вместе с тем восстановление породило её больше вопросов.

Заглавная героиня картины Питера Брейгеля Старшего — фольклорный персонаж,воплощение жадности и воинственности — штурмует Ад в порыве безумия, с мечом в руке. Художник изобразил сумасшедшую на бегу, с вытаращенными глазами и бессмысленно раскрытым ртом, облачённую в каску и доспехи. Эта адская сцена аналогична фантасмагориям Иеронима Босха — по всей композиции размещены разнообразные мистические существа, порождаемые из пасти Ада слева. Люди в порыве безумия погибают в давке, ими же созданной, не замечая ничего вокруг. В порыве жадности они стремятся нагрести как можно больше золота, которое на самом деле является отходами жизнедеятельности гиганта.
Безумная Грета
Питер Брейгель Старший
1563, 117.4×162 см
«Безумная Грета» была отправлена в Королевский институт культурного наследия в Брюсселе в январе 2017 года и провела там 18 месяцев. Во время многопрофильного исследования эксперты выяснили, что Брейгель не писал название Dulle («безумная») на панели: надпись была нацарапана позже, возможно,случайно. Была откорректирована и дата создания работы — цифры «1563» обнаружились после удаления нескольких слоёв перекрашиваний. Ранее считалась,что картина написана в 1561-м.



Заглавный персонаж картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета»

Открытие вызвало шквал дебатов о том, где художник воплотил эту адскую сцену — в Антверпене или Брюсселе? Брейгель женился на Майкен Коке, скорее всего,в Брюсселе в августе 1563,но неизвестно, когда он туда приехал. Происхождение доски также не даёт подсказок: аналогичные живописец использовал как до, так и после этой даты, и неясно, где он их покупал. Также непонятно, как долго он работал над своими картинами. Может, «Безумная Грета» была завершена за четыре — пять месяцев до конца года уже в Брюсселе? Или была готова в Антверпене ещё до переезда? Или художник взял незаконченную работу в новый дом? Эти вопросы пока остаются без ответа.
Изучение методов работы Брейгеля дало результаты, аналогичные другим его произведениям. На грунт из белого мела художник положил тон из смеси мела,белого свинца и, вероятно, масла. Несмотря на масштабность и структурную сложность сцены, подмалёвок сделан экономно и точно, впоследствии мастер отклонился от первоначальной композиции лишь в нескольких местах. Традиционно и применение красок: Брейгель написал фон, оставив место для мотивов и деталей. Он, несомненно, знал, что цвета сохранят свой первоначальный блеск, если он изобразит фигуры прямо на белом, а не на окрашенном фоне. Слои краски чрезвычайно тонки — не более двух в одной точке.

После реставрации картина выглядит намного свежее и демонстрирует детали,которые не были видны многие годы, например, тонко выполненные шлемы и прекрасный пейзаж на заднем плане. Цветовая палитра оказалась легче и разнообразнее, мазки Брейгеля и его выдающееся мастерство проявилось вновь. Ощущение пространства полностью восстановлено, и вся сцена показывает гораздо большую глубину.

Ранее картина была известна мрачным странным пейзажем с темно-красным небом и штрихами коричневого цвета. Теперь выяснилось, что два тона на панели — синий(смальта и азурит) и зелёный — потеряли значительную часть своей интенсивности,изменив общий облик сцены. Например, платье Греты (её ещё называют«Сумасшедшей Мэг») и флаг в правом верхнем углу первоначально были тёмно-синими. Однако они были выполнены смальтой, которая была дешевле и доступнее чрезвычайно дорогостоящего лазурита. Пигмент азурит (яркий зеленовато-синий) в небе и шляпе ада также потемнел. Зелёные лягушки, листва вверху слева и фигура внизу справа приобрели коричневатый оттенок.

Сейчас «Безумная Грета» отправлена в Музей истории искусств в Вене: эта работа является одним из центральных экспонатов масштабной ретроспективы, которая открывает международные мероприятия к 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. Весной 2019-го панель вернётся в родной Музей Майера ван ден Берга в Антверпене, а с 5 октября того же года примет участие в экспозиции,посвящённой коллекционерам XIX века Фрицу Майеру ван ден Бергу и Флоренс ван Эртборн. Их собрания пополнили сокровищницы Музея Майера ван ден Берга и Королевского музея изобразительных искусств. Оба коллекционера опередили своё время, оценив качество и красоту произведений XV и XVI века. Это было необычно для той эпохи, когда Рубенса считали выдающимся мастером, а всё созданное до него вышло из моды и было забыто.
Реставратор Ливия Депидт у картины Питера Брейгеля Старшего «Безумная Грета». Фото: KIK IRPA Brussels
https://artchive.ru/news/

Комментариев нет:

Отправить комментарий