На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти
(1483–1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными
чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала Маргарита
Лути — самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.


Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля – этап славы и всеобщего преклонения. Это было время пап-меценатов, когда в мире ватиканской курии царили, с одной стороны, величайший разврат и глумление над всем честным и благонравным, а с другой – преклонение перед искусством. Ватикан по сей день не смог полностью очиститься от пятен злодеяний, совершенных папами-меценатами под прикрытием папской тиары, а философы и искусствоведы оказались не в состоянии объяснить, почему именно в эпоху вопиющей развращенности, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство, архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты.


В это же время в вечном городе жил знатный и богатый человек – Агостино Чиги, владелец множества поместий и земель, хозяин огромного дворца Фарнезино в Риме. Следуя традициям папского двора, где было принято всемерно подражать вкусам понтифика, Чиги пригласил Рафаэля расписать стены центральной галереи дворца Фарнезино. Вскоре художник создал здесь великолепные фреска «Три грации» и «Галатея», но для третьей фрески «Амур и Психея» Рафаэль никак не мог найти натурщицу.
Однажды художник прогуливался по парку и любовался живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил отдыхающую девушку. Ее ангельское личико было столь беспечным и чистым, что Рафаэль пришел в смятение. Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц, вниманием которых он никогда не был обделен. Девушка затмила всех. Очарованный ее неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашел свою Психею!» Живописец спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живет неподалеку, а ее отец – хлебопек. Девушке было семнадцать лет, и звали ее Маргаритой Лути.
Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись, ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.
Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведенный день. Девушка отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку – десять поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.
Окрыленный и счастливый Рафаэль едва дождался следующего утра и поспешил к хлебопеку. Отец девушки, получив от художника несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.


Настал час, и Агостино Чиги настоятельно попросил художника закончить заказанную работу в Фарнезино. Понимая ситуацию, Чиги обещал предоставить влюбленной паре особые апартаменты во дворце, где Маргарита могла бы скрываться от знакомых.
Влюбленные вынуждены были вернуться. Узнав, что его невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Он проклинал Маргариту, осыпал ее яростными упреками и грозился отомстить. Опасаясь, что угрозы его – не пустые слова, хитрая женщина позвала Чиги и рассказала ему об угрозах бывшего жениха. Агостино же в свою очередь предложил Маргарите стать его любовницей. И неожиданно она пообещала растерявшемуся Агостино все, что он пожелает, но при одном условии: если могучий синьор заточит своего пастуха Томазо в монастырь. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от счастья Чиги.
Вскоре стало известно о другом любовном романе прекрасной Форнарины. Она затащила к себе в постель совсем молоденького юношу из Болоньи Карло Тирабоччи, бравшего уроки у великого мастера. Ученики Рафаэля посчитали эту измену оскорбительной для себя и вызвали юношу на дуэль. Злосчастный Карло был поражен ударом шпаги и вскоре скончался от потери крови. Но Маргариту уже ничто не могло остановить, вскоре у нее опять появился юный любовник.
Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что «его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том, какие муки терзали сердце их создателя. Рафаэль столь страдал от сложившейся ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Он обратился к врачам, и ему поставили диагноз – резкое истощение организма. Художнику сделали кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Измученное сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.
Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчетных измен она разбила сердце великого человека.
Испуганная Маргарита бежала к отцу, в доме которого скрывалась некоторое время. Здесь она однажды столкнулась нос к носу с бывшим женихом Томазо, который по ее милости пять лет провел в монастырском заточении. Маргарита не нашла ничего лучше, как попытаться соблазнить его, и оголила перед пастухом свои пышные плечи. Тот, схватив горсть земли, бросил ее в лицо бывшей невесте и ушел, чтобы никогда больше не видеть женщину, поломавшую ему жизнь.
Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина ее смерти неизвестна.

Комментариев нет:
Отправить комментарий