




Сезанн (Сezanne) Поль (1839-1906), французский
живописец. Учился в частной академии Сюиса в Париже (1861-1865); работал в
Париже и Экс-ан-Провансе. В ранних работах Поля Сезанна, имеющих характер
бурных, экспрессивных и фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно
воздействие на него живописи старых мастеров (Паоло Веронезе, Тинторетто), а
также Эжена Делакруа и Оноре Домье. Рано сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром
Мане, Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 участвовал в выставках импрессионистов,
но уже в этот период складывается его собственная живописная система.
Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Сезанн
интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в
атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм,
материальностью предметного и природного миров (“Дом повешенного в Овере”,
1872-1873, Музей Орсе, Париж). Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу
разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности
природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в
Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в
других собраниях). Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов
(зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными,
нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью
пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной
фактуры гармонично сочетается в

произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком,
конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной
уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888,
“Персики и груши”, 1888-1890, - все в ГМИИ, Москва). В пейзажах с их широким,
панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной
эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств,
Москва). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с
помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет
материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с
геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”,
1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчество Сезанна, одного
из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода
классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию
неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического
единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века,
так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как
правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так
называемая симультанная живопись и др.). http://smallbay.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий