





Ренуар
(Renoir) Пьер Oгюст (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. В
юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864
Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими
соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Ренуар работал в
Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В
ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого
Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм). На
рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на
пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную
среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий
динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается
серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон).
Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации,
Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам,
прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия
(“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж). Особое место в творчестве
Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но
внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи
(“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876,
Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж,
Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой
изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со
скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими
гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”,
1876). Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности
живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в
черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).


С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической
ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и
безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон,
Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются
многочисленные рисунки и офорты (“Купальщицы”, 1895) Ренуара.



Комментариев нет:
Отправить комментарий