Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863),
французский живописец и график. В 1816–1822 учился в Париже в мастерской
классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико; изучал в
Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался
современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона
Констебла. Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко,
Испанию, Бельгию. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности
великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и
драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим
выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна
эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа “Данте и
Вергилий” (“Ладья Данте”, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против
жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа
пронизана “Резня на Хиосе” (1823–1824, Лувр, Париж). Художник предпочитал сюжеты,
исполненные драматизма и внутренней напряженности (“Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон; “Смерть
Сарданапала”, 1827, Лувр, Париж). Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях
Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта,
обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной
истории (“Битва при Пуатье”, 1830, Музей Лувр, Париж). Органический синтез
героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о
свободе достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр,
Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с
аллегорической фигурой Свободы. После путешествия в Северную Африку Делакруа по
многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных
не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и
воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (“Алжирские женщины”, 1833–1834, Лувр; “Арабские
комедианты”, 1848, Музей изящных искусств, Тур; “Львиная охота в Марокко”, 1854,
Эрмитаж, Санкт-Петербург). Делакруа работал также в области психологического
портрета (“Фредерик Шопен”, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи
(росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847; зала Мира в Парижской ратуше,
около 1851–1853, не сохранились). Высокие декоративные качества, свободный полет
фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной,
театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические,
мифологические, религиозные темы (“Взятие крестоносцами Константинополя”,
1840-1841, Лувр, Париж; “Битва святого Георгия с драконом”, около 1854, Музей
изящных искусств, Гренобль).
Страстное,
взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в
его картинах приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую
богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют
красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре,
предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная
динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий