

Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863),
французский живописец и график. В 1816–1822 учился в Париже в мастерской
классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико; изучал в
Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался
современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона
Констебла. Эжен Делакруа посетил

Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко,
Испанию, Бельгию. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности
великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и
драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим
выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна
эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа “Данте и
Вергилий” (“Ладья Данте”, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против
жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа
пронизана “Резня на Хиосе”

(1823–1824, Лувр, Париж). Художник предпочитал сюжеты,
исполненные драматизма и внутренней напряженности (“Казнь дожа

Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон; “Смерть
Сарданапала”, 1827, Лувр, Париж). Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях
Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта,
обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной
истории (“Битва при Пуатье”, 1830, Музей Лувр, Париж). Органический синтез
героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о
свободе достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр,
Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с
аллегорической фигурой Свободы. После путешествия в Северную Африку Делакруа по
многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных
не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и
воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров

(“Алжирские женщины”, 1833–1834, Лувр; “Арабские
комедианты”, 1848, Музей изящных искусств, Тур; “Львиная охота в Марокко”, 1854,
Эрмитаж, Санкт-Петербург). Делакруа работал также в области психологического
портрета (“Фредерик Шопен”, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи
(росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847; зала Мира в Парижской ратуше,
около 1851–1853, не сохранились). Высокие декоративные качества, свободный полет
фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной,
театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические,
мифологические, религиозные темы (“Взятие крестоносцами Константинополя”,
1840-1841, Лувр, Париж; “Битва святого Георгия с драконом”, около 1854, Музей
изящных искусств, Гренобль).
Комментариев нет:
Отправить комментарий