Армянская миниатюра — национальная миниатюрная живопись
средневековой Армении, Киликийского армянского царства и некоторых армянских
колоний
Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: до XI в.,школы Великой и Малой Армении XI—XII вв.; Киликийской Армении XII—XIV вв.; школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII в.; после XIII в. также в колониях армянской диаспоры.
Из сохранившихся 25 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами. Чаще всего иллюстрировались Евангелия, реже — Библия, тонаканы и чашоцы. Рукописи создавались в скрипториях церквей (грчатун). Первые иллюстрированные Евангелий создавались, видимо, со времени их перевода на армянский язык, еще в V векеДревнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI—VII в.Это четыре миниатюры, прикрепленные к «Эчмиадзинскому Евангелию» 989 года (написано в монастыре Нораванк провинции Сюник. Эти миниатюры, уникальные по своему художественному уровню и образному мышлению, являются ценными образцами раннехристианского изобразительного искусства. Миниатюры VI—VII веков — тематические. Исторические источники сообщают о существовании в VI—VIII веках камсараканской школы миниатюры. Уже в начале VIII века Степанос Сюнеци пишет «толкования хоранов», в которых объясняется смысл используемых цветов, животных и растительных мотивов, обосновываются их эстетическое и смысловое значение. Полностью иллюстрированные книги сохранились с IX века это «Евангелие царицы Млке» 862 года и два «Эчмиадзинских Евангелия». Живопись этих рукописей отличается стилистическим и орнаментальным разнообразием, применением золота. С X века хораны заменяют «темпьетто» или крест со ступенчетым пьедесталом, после — «Жертвование Авраама», «Богородица с младенцем» и евангелисты. Среди ранних иллюстрированных рукописей следует упомянуть рукопись 986 года, которая иллюстрирована хоранами, на отдельном листе — изображением креста. Рукописи IX—X веков в основном двух категорий: созданные с профессиональным мастерством и сравнительно простые.
Украшения Евангелий XII века более простые, миниатюр на библейские темы сравнительно мало. В это время окончательно формируется титульный лист с особыми миниатюрными орнаментами. Во второй половине XII века формируется искусство иллюстрации тонаканов (специальные церковные сборники и т. п.). В этих крупных манускриптах текст начинается с изображения образа героя или автора «Жития», главной иллюстрированной буквой и глхазардом. Некоторые рукописи XII столетия своими богатыми иллюстрациям связаны со школой киликийской армянской миниатюры.
Шедевром армянской миниатюры XII века считается «Нарек» 1173 года с четырьмя портретами Григора Нарекаци.
Как отмечает один из крупнейших специалистов древней иконографии и миниатюры В. Н. Лазарев, несмотря на взаимоотношения с византийской и сирийской культурой основой стиля армянской миниатюры всегда являлась местная художественная традиция.
Армянская миниатюра имеет несколько основных групп и этапов развития: до XI в.,школы Великой и Малой Армении XI—XII вв.; Киликийской Армении XII—XIV вв.; школы Бардзр-Айка, Ани, Арцаха, Гладзора, Татева, Васпуракана с XIII в.; после XIII в. также в колониях армянской диаспоры.
Из сохранившихся 25 тыс. армянских средневековых рукописей около 10 тыс. являются иллюстрированными, из которых 5-7 тыс. — полноценными миниатюрами. Чаще всего иллюстрировались Евангелия, реже — Библия, тонаканы и чашоцы. Рукописи создавались в скрипториях церквей (грчатун). Первые иллюстрированные Евангелий создавались, видимо, со времени их перевода на армянский язык, еще в V векеДревнейшие сохранившиеся армянские миниатюры относятся к VI—VII в.Это четыре миниатюры, прикрепленные к «Эчмиадзинскому Евангелию» 989 года (написано в монастыре Нораванк провинции Сюник. Эти миниатюры, уникальные по своему художественному уровню и образному мышлению, являются ценными образцами раннехристианского изобразительного искусства. Миниатюры VI—VII веков — тематические. Исторические источники сообщают о существовании в VI—VIII веках камсараканской школы миниатюры. Уже в начале VIII века Степанос Сюнеци пишет «толкования хоранов», в которых объясняется смысл используемых цветов, животных и растительных мотивов, обосновываются их эстетическое и смысловое значение. Полностью иллюстрированные книги сохранились с IX века это «Евангелие царицы Млке» 862 года и два «Эчмиадзинских Евангелия». Живопись этих рукописей отличается стилистическим и орнаментальным разнообразием, применением золота. С X века хораны заменяют «темпьетто» или крест со ступенчетым пьедесталом, после — «Жертвование Авраама», «Богородица с младенцем» и евангелисты. Среди ранних иллюстрированных рукописей следует упомянуть рукопись 986 года, которая иллюстрирована хоранами, на отдельном листе — изображением креста. Рукописи IX—X веков в основном двух категорий: созданные с профессиональным мастерством и сравнительно простые.
Украшения Евангелий XII века более простые, миниатюр на библейские темы сравнительно мало. В это время окончательно формируется титульный лист с особыми миниатюрными орнаментами. Во второй половине XII века формируется искусство иллюстрации тонаканов (специальные церковные сборники и т. п.). В этих крупных манускриптах текст начинается с изображения образа героя или автора «Жития», главной иллюстрированной буквой и глхазардом. Некоторые рукописи XII столетия своими богатыми иллюстрациям связаны со школой киликийской армянской миниатюры.
Шедевром армянской миниатюры XII века считается «Нарек» 1173 года с четырьмя портретами Григора Нарекаци.
Как отмечает один из крупнейших специалистов древней иконографии и миниатюры В. Н. Лазарев, несмотря на взаимоотношения с византийской и сирийской культурой основой стиля армянской миниатюры всегда являлась местная художественная традиция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий