

Мане Эдуар (Manet Eduar) (1832-1883), французский
живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856).
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850),
Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество
Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х -
начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных

человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную
достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”,
1862, Музей д'Орсэ, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи
старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием,
полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические
композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” -
оба 1863, Музей д'Орсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной
истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но
проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах,
словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической
одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея,
Мюнхен; “Балкон”, Музей д'Орсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по
художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей д'Орсэ,
портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил
возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце
1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром,
перешел от глухих и плотных тонов,

напряженного колорита с преобладанием темных цветов к
светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В
кабачке папаши Латюиль”,

1879). Многим произведениям Мане свойственны
импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции,
светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств,
Турне). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в
колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной
социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности,
призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних
картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В
1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности
этого жанра и превращая его в

своего рода исследование внутреннего мира современника
(портрет С.Малларме, 1876, Музей д'Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты
(“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как
рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции
французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие
мирового изобразительного искусства.



Комментариев нет:
Отправить комментарий