Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.

Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая
1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем
в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где
наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии
художеств (1868–1875).
Васнецов - основоположник особого «русского стиля»
внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал
русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой
поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у
него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова –
картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После
побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку
Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич
Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих
произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже
типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир
грез.
Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах
к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского " Снегурочка" на домашней сцене
С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова
в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).

Принципы «русского стиля» мастер развивал также в
области архитектуры и дизайна: по эскизам Васнецова, стилизующим древнерусскую
старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и
Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства
великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской
власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад
Третьяковской галереи (1906).Самым же значительным монументально-декоративным свершением художника явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. После 1905 года Васнецов примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации. Октябрьскую революцию Виктор Михайлович Васнецов, как убежденный монархист и славянофил, не принял.
Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года. http://smallbay.ru/










Комментариев нет:
Отправить комментарий