Репин Илья Ефимович (Repin Ilya) (1844—1930), великий
русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье
военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в
местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца
И.М.Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества
поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции
(1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в
Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из
активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины,
написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение
дочери Иаира", 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют
удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге"
(1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во
время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и
яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях
общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись,
как в торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе
общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885; "Не ждали", 1884; "Арест
пропагандиста", 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905
года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного
фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского
дворца в Москве", 1885, там же; "Торжественное заседание Государственного Совета
7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения", 1901–1903,
Русский музей). Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой
и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану",
1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея).
Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец
А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину
ножом.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Художник создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом",
"Протодиакон"; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва),
многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры
(Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина
Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и
многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича
Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и
позже), грациозные светские портреты ("Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон
Гильдебрандт", 1889, там же).
Особенно
красочно-задушевны образы родных художника: "Осенний букет" (дочь Вера), 1892,
там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой.
Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем
мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно
преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея
импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма –
достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В
загадочной картине "Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой,
ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение
к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После октябрьского переворота 1917 года художник
оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает
независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих
религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный
музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и
не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в
частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. http://smallbay.ru/
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. http://smallbay.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий