Шпрангер Бартоломеус (1546—1611) (Spranger Bartholomeus), фламандский живописец, рисовальщик и гравер. Родился Шпрангер в Антверпене. В 1565 совершил путешествие в Париж, где учился у Никколо дель Аббате, а с 1567 работал в Италии ассистентом Таддео Цуккари. В итальянский период Шпрангер расписывал алтари и создавал фрески в различных церквях. В 1570 римский папа Пий V назначил его живописцем святой курии в Риме. С 1575 Шпрангер приглашен на должность придворного живописца императора Максимилиана II в Вене.
С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Шпрангера сделали его работы широко известными во всей Европе. Благодаря живописи Шпрангера, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик Голциус, а после 1583 и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене.
В своих картинах Шпрангер изображал обнаженных мифологических героев в различных сложных и порой невероятных позах. Живописец Бартоломеус Шпрангер был одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе.
С 1581 года Шпрангер стал работать в качестве придворного живописца императора Рудольфа II в Праге. Художник был типичным представителем маньеризма. Гравюры Хендрика Голциуса с картин Бартоломеуса Шпрангера сделали его работы широко известными во всей Европе. Благодаря живописи Шпрангера, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия XVI века претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 прибыл Хендрик Голциус, а после 1583 и живописец Карел ван Мандер, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене.
В своих картинах Шпрангер изображал обнаженных мифологических героев в различных сложных и порой невероятных позах. Живописец Бартоломеус Шпрангер был одновременно и порождением, и творцом интернационального стиля маньеризма, который он активно разрабатывал и распространял в Европе.
Шпрангер
работал при разных европейских дворах, везде чему-то учился, но еще
больше предлагал сам, утверждая свое пристрастие к стилю
изощренно-гибкому,
виртуозному и роскошному, к отвергающей жесткие нормы оригинальности,
комбинируя и сочетая их в угоду тем, для кого работал.
От своего родного Антверпена художник унаследовал трактовку пейзажа в
духе Иоахима Патинира, добавляя лишь свою неистощимую изобретательность.
В Париже
Шпрангер научился писать миниатюры с той ювелирной точностью,
которая отличала живопись 1560-х годов. Миланская школа развила у
Бартоломеуса Шпрангера тягу и
стремление к детализированному изображению в своих картинах предметов
пышной роскоши; в Парме (Санта-Мария делла Стекката), где он
расписывал купол церкви и где до него работал Пармиджанино,
художник достиг виртуозной элегантности, окончательно определившей
большой
диапазон его творческих возможностей.
Бартоломеус Шпрангер был идеальным художником для всех дворов рода
Габсбургов — его деятельность в Вене, Праге и Аугсбурге снискала ему
имперский почет.
Он передал все, что умел, художникам Харлема, которые были
продолжателями антверпенского маньеризма — “колыбели” самого Шпрангера.
В манере художника соединились элементы высокой утонченности, которая
отличала, например,
живопись Эмилии, и характерной нидерландской грубости. Нельзя
представить себе большей
телесности в образе кающейся Магдалины, чем у Шпрангера. В физических
свойствах, которыми живописец наделял фигуры в своих излюбленных сценах
поклонения и мифологических темах,
нашли отражение и дух Микеланджело, и дух Тинторетто, на три четверти
века дав пищу интернациональному стилю.
Художник Бартоломеус Шпрангер умер в Праге в 1611 году.
Художник Бартоломеус Шпрангер умер в Праге в 1611 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий