Бронзино (Bronzino; собственно ди Козимо ди Мариано, di Cosimo di Mariano) Анджело или Аньоло (1503–1572), итальянский живописец флорентийской школы.
Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти. С 1540 придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи. Представитель маньеризма, Бронзино Анджело создал тип аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545).
Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Бронзино великолепно умеет построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство. Но в портретах Бронзино отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатленном официально-парадного облика человека, его сословного величия. Композициям Анджело Бронзино свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е годы).
Родился 17 ноября 1503 в Монтичелли близ Флоренции. Бронзино был учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти. С 1540 придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи. Представитель маньеризма, Бронзино Анджело создал тип аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545).
Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма. Бронзино великолепно умеет построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство. Но в портретах Бронзино отчетливо сказывается и воздействие жестких требований придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатленном официально-парадного облика человека, его сословного величия. Композициям Анджело Бронзино свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е годы).
После 1540 года
Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции («Поклонение кресту с
бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда
с ангелами» и другие). В творчестве Анджело Бронзино маньеризм достигает
наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями
красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной
плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное
пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены,
их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах
«Пьета» и «Сошествие во Ад» (Галерея Уффици, Флоренция).
Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для
эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на
сложные аллегорические сюжеты,
«Аллегория триумфа Венеры», «Амур», «Глупость» и «Время» (1544–1545,
Лондон, Национальная галерея).
В портретах, особенно таких, как «Элеонора Толедская с сыном» (1545),
«Молодой человек с лютней» (около 1530) и «Лукреция Панчиатики» (1540)
(все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические
живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм.
Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической
сдержанностью
образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным
художником которого он был с 1540 года.
Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий