Поездка в Испанию (с октября 1882 по апрель 1883 года) была лишь временным перерывом, - художник по поручению бельгийского правительства копировал в Севильском соборе картину нидерландского живописца Ван Кампена "Снятие с креста". В 1885 году Менье впервые выставил свои скульптуры, а в 1886 году в Париже он получил признание ведущих французских критиков. На Всемирной парижской выставке 1889 года "Молотобоец" - первая из больших скульптур Менье - получила "Медаль почета", но, несмотря на премию, мастер не мог найти в Брюсселе работу, которая обеспечила бы ему существование. Еще раньше ради заработка он согласился занять место профессора в Лувенской академии изящных искусств. В 1887-1895 годах он жил в маленьком провинциальном городе, семья Менье оставалась в Брюсселе. Художник женился в 1862 году на француженке, учительнице музыки. Из шести детей четверо прожили недолго, их раннюю смерть Менье пережил мучительно. Сын Карл стал гравером и сотрудничал с отцом. Лувенский период жизни был необычайно плодотворным для Менье. Именно здесь, в Лувене, им были созданы или впервые возникли замыслы всех его основных скульптурных произведений. Менье-скульптор начал с одного из самых экспрессивных образов, какие им были созданы, - образа пудлинговщика. Есть несколько произведений на эту тему - рельеф "Голова пудлинговщика", бюст с тем же названием (1895) и большая статуя "Пудлинговщик" (1886). Все работы строятся на пластических принципах асимметрии и подвижности формы. Статуе "Пудлинговщик" предшествовала картина с изображением отдыхающего пудлинговщика - "Усталость", композиция которой и была использована Менье. Мастер почти никогда не передает в своих скульптурах момент самой работы, но тем более интересно, что он достигает предельной точности, конкретности изображения и полной достоверности, прекрасно используя выразительность позы, предпочитая обычно стоящие во весь рост фигуры. В девяностые годы состоялись выставки Менье во Франции и Германии, принесшие ему славу. В последующие годы Менье без конца варьировал тему труда, создав "Косильщика", "Кузнеца", "Сеятеля" и другие работы. Самой большой творческой удачей мастера следует считать статую "Грузчик" и бюст "Антверпен". Особое место принадлежит "Памятнику труду", над которым Менье работал с середины восьмидесятых годов до конца жизни, но так и не смог завершить. Менье хотел показать жизнь рабочего от юности до зрелости, его труд в различных областях. Именно так следует понимать соотношение статуй и скульптурных групп, таких, например, как "Материнство", с рельефами "Жатва", "Порт", "Шахта", "Индустрия". Хотя истинное призвание Менье-скульптора в создании героизированных образов тружеников, пролетариев, но он выполнил на хорошем профессиональном уровне и немало портретных бюстов, по преимуществу писателей и художников К. Лемонье (1886), Э. Верхарна (1900), Э. Золя (1903), Э. Пикара, Т. ван Риссельберге (1900), Э. Клауса (1902). В области скульптурной группы особенно интересна работа Менье над памятником "На водопое" (1899), установленного в сквере Амбьорис в Брюсселе. Возможно, это единственный пример конного монумента героического характера, посвященного пролетарию, в городском ансамбле того времени. Скульптор великолепно выбрал позу человека, сидящего на лошади. Она выражает свободу, уверенность и достоинство. Умер Константин Менье 4 апреля 1905 года в Брюсселе.
На водопое, 1899 год
Докеры, Барельеф "На Работе". Брюссель
Косильщик, 1892 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий