Вернувшись во Францию в 1861 году, Карпо становится постоянным посетителем резиденции Бонапартов в Париже и Компьене. Скульптор работает над портретами Наполеона III и других членов императорской семьи. При этом молодой мастер создает немало холодных идеализирующих изображений. Карпо использует различные варианты композиций - от строгих решений римских портретов до динамичных и сложных, присущих барочным и рокайльным мастерам. Бронзовая группа "Уголино", выставленная в Салоне 1863 года, сразу же вызвала ожесточенную критику официальных кругов. Сюжет скульптуры заимствован из Дантова "Ада", где поэт описал гибель пизанского тирана, брошенного в башню смерти и умершего там вместе с детьми от голода. Голова Уголино подперта руками, его лицо искажено муками боли и страдания. Он окружен детьми, в отчаянии умоляющими его о спасении и при агонии которых он, бессильный, присутствует. В этом полном драматизма произведении чувствуется влияние классики мировой скульптуры, а особенно работы Микеланджело и античной группы "Лаокоон". Пирамидальная композиция, составленная из пяти обнаженных фигур, очень сложна по построению и свидетельствует о большом мастерстве скульптора. Все персонажи находятся в различном физическом и духовном состоянии, однако они объединены единым чувством страдания и безысходности. Начиная с маленького тельца ребенка, безжизненно лежащего на земле, это чувство безысходности проходит через все фигуры и своего кульминационного момента достигает в образе самого Уголино. Скульптор демонстрирует великолепное знание анатомии человеческого тела. Драматизм и динамизм группы усиливается благодаря пластически выразительной лепке фигур. Лучшим в наследии Жана-Батиста Карпо являются его монументально-декоративные композиции. А среди них выделяется скульптурная группа "Танец". Она была исполнена в 1869 году для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Шарля Гарнье. Благодаря выразительности силуэта и четким скульптурным формам группа удачно связалась с архитектурным окружением. Она с первого взгляда покоряет зрителя естественностью и динамичностью верно схваченных движений. В веселом хороводе кружатся девушки, их простые милые лица далеки от классического типа красоты. В вихре движения развеваются волосы, гирлянды цветов. А над всей группой возвышается гений. Его поднятые вверх руки, вся фигура, полная пафоса и динамики, как бы призывает к радости и веселью. Эта пластичная и крепкая по форме скульптура отражает правдивое и жизнерадостное восприятие жизни ее автором, проявившим здесь себя мощным реалистом. Интересно, что гипсовая модель скульптурной группы "Танец" для фасада Парижской оперы гораздо живее и четче, чем окончательный вариант в камне. Кокетливая веселость группы, навеянная стилем рококо, как нельзя лучше соответствует необарочной архитектуре Шарля Гарнье. Хотя Карпо по своему направлению был реалистом, но подражание формам действительности, чуждое всякой идеализации, соединялось в его произведениях с глубиною экспрессии и сильною передачей движения. Кроме уже упомянутых, надо назвать и другие замечательные произведения мастера барельеф на павильоне Флоры (1863-1866) в Тюильри, статуи молодой девушки с раковиною и раненого Амура, бронзовую скульптурную группу "Четыре части света" (1867-1872) для фонтана на площади Обсерватории в Париже. Умер Жан-Батист Карпо 12 октября 1875 года в Курбевуа, ныне О-де-Сен.
Три грации, 1874 год
Флора, 1875 год
Крестьянская девушка
Принц со своей собакой Неро, 1865 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий