Николай Степанович Пименов. Великие скульпторы

Николай Степанович Пименов - русский скульптор. Николай Степанович Пименов родился в 1812 году в Петербурге, в семье знаменитого скульптора Степана Степановича Пименова. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 году определил его в воспитанники академии художеств. Здесь главным наставником молодого Пименова в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829-1832 годах две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 году с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания сената и которые этот мастер не умел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836 году доставила Пименову искомую награду и обратила на него общее внимание.
В 1837 году Пименов, как получивший большую зололотую медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 году звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в СПб.), надгробный памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь").
В 1860 году Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, "Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 году, а вторая в 1854 году. За них академия возвела Пименова в звание профессора. В следовавшем за тем 1855 году он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор Пименов сверх занятий со своими учениками по Академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни Пименова принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые другие. Кроме ваяния, Пименов занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова итальянца-монаха". Как скульптору Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой. Умер Николай Степанович Пименов в 1864 году в Петербурге.
Памятник И. Ф. Паскевичу в Варшаве, 1872 год

Парень, играющий в бабки, 1836 год. Русский музей. Ленинград
Георгий Победоносец. Скульптор. Н. С. Пименов. 1856 г. Эрмитаж


Н. С. Пименов. Евангелист Иоанн. 1842. Кат. 19

Н. С. Пименов. Каин 1841. Кат. 18

Н.С.Пименов. Гектор, упрекающий Париса. 1833. Гипс. НИМ РАХ




Комментариев нет:

Отправить комментарий