Петр Карлович Клодт. Великие скульпторы

 
Петр Карлович Клодт - русский скульптор. Петр Карлович Клодт родился 8 июня 1805 года в Петербурге. Отец его, генерал-майор, увлекался рисованием, мастерски вырезал из бумаги анималистические фигурки. Это увлечение передалось сыну. Учась в Петербургском артиллерийском училище, юноша мало занимался инженерным делом, весь досуг отдавая рисованию карандашом и пером. Уже через полгода после окончания училища он спешит выйти в отставку и в 1830 году становится вольнослушателем Академии художеств. Основательное знакомство с литейным делом позволяет ему поступить в мастерскую прославленного литейщика В. П. Екимова, так называемый Литейный дом. Руководивший отливкой чуть ли не всех знаменитых памятников начала XIX столетия, Екимов не скрыл от талантливого ученика секретов своего мастерства, под его руководством Клодт блестяще освоил технику художественного литья. После кончины Екимова (1838) Клодт возглавляет работу над важными правительственными заказами: для Зимнего дворца отливает по собственным эскизам две конных группы, здесь же, в Литейном доме, изготавливаются и барельефы строящегося Исаакиевского собора. Работа увенчалась успехом - тридцати трех лет Клодт уже академик, заведующий академической литейной, человек широко известный, совмещавший в одном лице скульптора и литейщика-профессионала. О нем рассказывают легенды: в рабочей блузе, засучив рукава, барон фон Клодт встречает у себя в мастерской "сливки" общества, членов династии. Его быт отличается простотой и демократизмом, трудолюбие не знает пределов. В поразительно короткий срок, за один год (1839-1840), было создано наиболее прославленное произведение Клодта - скульптурная группа "Укротители коней". Первая отливка была подарена прусскому королю (она установлена на Берлинской дворцовой площади), вторая украсила Королевскую в Неаполе, наконец в 1850 году конные группы Клодта составили известный ансамбль на Аничковом мосту в Петербурге. Эта работа наряду с "Медным всадником" Фальконе - одно из наиболее популярных скульптурных произведений в России.
В 1853 году скульптор начинает новую работу для Петербурга - памятник Крылову, ставший самым глубоким, самым проникновенным произведением Клодта. Памятник "уютен", интимен, но нигде не перейдена грань, образ баснописца свободен от той банальной анекдотичности, которая подчас сопровождала его имя. Пьедестал украшают изображения персонажей популярных басен. Интересно, что всех животных скульптор лепил с натуры, мастерская его, по воспоминаниям современников, во время этой работы напоминала зверинец. Памятник органически вписался в пейзаж Летнего сада. Другая оригинальная работа Клодта - гигантский конный памятник Николаю Первому в Петербурге (1859). К сожалению, его замысел вступает в противоречие с помпезным пьедесталом работы Монферрана, украшенными официозными барельефами работы Пименова и Рамазанова. Памятник Николаю I - одна из позднейших скульптур Клодта; не выдержав конкуренции с частными петербургскими заводами, Литейный дом вскоре закрылся. Творчество Клодта - последняя вершина в развитии русской классической скульптуры; новые горизонты для нее открылись несколько десятилетий спустя - на рубеже XIX-XX веков. Последние годы своей жизни Петр Карлович Клодт провёл на своей даче Халола (под Петербургом), где умер 8 ноября 1867 года.









Памятник императору Николаю I

Комментариев нет:

Отправить комментарий