Клодион - французский скульптор. Клодион (Клод Мишель) родился 20 декабря 1738 года в Нанси (Франция), в семействе торговца. Первые уроки он получил у своего дяди Ламбер-Сижисбера Адана. Затем в 1759 году, после смерти дяди, Клодион недолго обучался в мастерской Пигаля, а позднее поступил в Королевскую школу для привилегированных учеников. 1762 год стал памятным для Клодиона - он получает первый приз по скульптуре и среди лучших выпускников направляется в Рим. Клодион совершил путешествие по Италии - Пиза, Флоренция, Сиена, Перуджа и, наконец, Рим. Итальянская столица оказалась для него счастливым городом, определившим его судьбу, принесшим ему славу. Молодой художник поселился в Палаццо Манчини. Ш.-Ж. Натуар, который в то время был директором Французской Академии в Риме, принял его очень тепло. И отзывы о Клодионе во Францию отсылались положительные. В переписке директоров Римской и Парижской академий его характеризуют как способного и усердного ученика. Неудивительно, что, когда в 1767 году срок его пенсионерства заканчивался, он сумел добиться отсрочки, оставшись в Риме еще на несколько лет. Под влиянием античного искусства, тех относительно поздних форм его, которые становились известны в пору раскопок Геркуланума, начал складываться стиль скульптора. Античные сюжеты в искусстве Клодиона приобретали утонченно чувственный характер - его вакханалии, нимфы и фавны, сатиры и амуры близки к рокайльным сценам, а не к античным прообразам. В то время город наводняли знатоки и коллекционеры. Клодион охотно общался с ними. Так у него появились первые покупатели. Среди них были Ларошфуко и русская императрица Екатерина II. "Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы, - пишет С. Морозова, - уже тогда разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. Возможно, что его первыми работами в Риме были терракоты - статуэтки из обожженной глины, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий. В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается долгая и богатая традиция античности. И прежде всего это влияние помпеянских и геркуланумских росписей, которые он видел в Италии, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона. В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI века А. Риччо и своего непосредственного предшественника во Франции Ф. Дюкенуа. Его творчество также связано с французской рокайльной живописью XVIII столетия. Чуткость к запросам времени, соединенная с внутренней свободой мироощущения, особая легкость и артистизм исполнения его терракот, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, своеобразной музыкальностью создали ему славу скульптора и декоратора".
Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов. После причисления к Академии за статую "Юпитер" он почти перестал работать в "историческом жанре" и так и не получил звания академика. В 1773 году Клодион впервые выставляет в Салоне свои работы, ставшие вскоре знаменитыми. Среди них ребенок-сатир, несущий сову. Эта модель впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером. Ее исполняли и работавшие рядом с ним в мастерской старшие братья, подражавшие манере Клодиона. Семидесятые - восьмидесятые годы - время творческого расцвета скульптора. Он широко сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками. В период революции Клодион переезжает из Парижа в Нанси, где выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, тем самым оставив заметный след в истории керамики. Клодион - автор и крупных произведений. Например, он выполнял рельефы для фасадов зданий, сотрудничая с архитектором А. Броньяром. Клодион создал и несколько впечатляющих религиозных скульптур, в частности для собора в Руане, а его статуя Монтескье (1783) - одна из лучших в серии великих людей, заказанной д`Анживийе. Увы, статуя Монтескье - скорее исключение. Большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Чаще всего заказчиками его оказывались друзья и богатые буржуа. И славу скульптора составили его многочисленные терракоты, бронзы и мраморы. Они пользовались и пользуются большой популярностью. В XIX столетии произведения мастера вызвали настоящую волну копий и даже подделок. Клодион остался в истории искусства Франции мастером, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники. Тонкий лиризм и мягкая живописность - главное в творчестве Клодиона, которое представляет собой особенный сплав изящества и жизненности. Таковы, в частности, терракота "Нимфа" и сделанный по его модели в 1788 году на Севрской мануфактуре фарфоровый барельеф "Нимфы, устанавливающие герму Пана".
Клодион не сделал карьеры. Академия не удостоила его званием и не обеспечила пенсией. У него оказался единственный ученик - Ж. Марэн. Умер Клодион 29 марта 1814 года.
Танец времени, Три нимфы поддерживающие часы
Амор и Психея, 1798 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов. После причисления к Академии за статую "Юпитер" он почти перестал работать в "историческом жанре" и так и не получил звания академика. В 1773 году Клодион впервые выставляет в Салоне свои работы, ставшие вскоре знаменитыми. Среди них ребенок-сатир, несущий сову. Эта модель впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером. Ее исполняли и работавшие рядом с ним в мастерской старшие братья, подражавшие манере Клодиона. Семидесятые - восьмидесятые годы - время творческого расцвета скульптора. Он широко сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками. В период революции Клодион переезжает из Парижа в Нанси, где выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, тем самым оставив заметный след в истории керамики. Клодион - автор и крупных произведений. Например, он выполнял рельефы для фасадов зданий, сотрудничая с архитектором А. Броньяром. Клодион создал и несколько впечатляющих религиозных скульптур, в частности для собора в Руане, а его статуя Монтескье (1783) - одна из лучших в серии великих людей, заказанной д`Анживийе. Увы, статуя Монтескье - скорее исключение. Большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Чаще всего заказчиками его оказывались друзья и богатые буржуа. И славу скульптора составили его многочисленные терракоты, бронзы и мраморы. Они пользовались и пользуются большой популярностью. В XIX столетии произведения мастера вызвали настоящую волну копий и даже подделок. Клодион остался в истории искусства Франции мастером, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники. Тонкий лиризм и мягкая живописность - главное в творчестве Клодиона, которое представляет собой особенный сплав изящества и жизненности. Таковы, в частности, терракота "Нимфа" и сделанный по его модели в 1788 году на Севрской мануфактуре фарфоровый барельеф "Нимфы, устанавливающие герму Пана".
Клодион не сделал карьеры. Академия не удостоила его званием и не обеспечила пенсией. У него оказался единственный ученик - Ж. Марэн. Умер Клодион 29 марта 1814 года.
Танец времени, Три нимфы поддерживающие часы
Амор и Психея, 1798 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Комментариев нет:
Отправить комментарий