Аристид Майоль - французский скульптор и живописец. Аристид Майоль родился 8 апреля 1861 года в приморском городке Баньульс-сюр-Мер, расположенном на го-западе Франции. В 1882 году, недоучившись в перпиньянском коллеже, Майоль отправился в Париж с намерением посвятить себя искусству - живописи. После неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств Аристид записывается туда вольнослушателем. Вскоре он переходит в Школу декоративного искусства, где он тоже пробыл недолго, так как его угнетала крайне консервативная система обучения. В 1885 году Аристид поступает наконец в Эколь де Боз'ар, в класс Александра Кабанеля. За четыре года обучения у Кабанеля, Жерома и других академических профессоров Майоль приобретает профессиональные навыки. Но, разочаровавшись в академическом обучении, Майоль ищет учителей вне школы. Своим самым сильным впечатлением восьмидесятых годов Майоль называл живопись Пюви де Шаванна. Однако решающую роль в его становлении сыграло знакомство в 1889 году с искусством Поля Гогена. Он перенял от Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию живописного языка, взгляд на живопись как на "образ" мира. Внутренние контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем. Неудивительно, что Майоль сближается с молодыми художниками, последователями Гогена, называвшими себя "Наби" ("Пророки"). Они писали картины, подобные декоративным панно, расписывали ширмы, делали рисунки для гобеленов. Майоля привлекла идея возрождения старинного ковроткачества. У себя на родине, в Баньульсе, он организовал мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам. Кроме гобеленов, Майоль создает на исходе века целую серию предметов прикладного искусства. Он работает с деревом, бронзой и керамикой, украшая свои произведения лепными и живописными изображениями античных персонажей. Первая из сохранившихся - бронзовая статуэтка "Наби" - датирована 1895 годом. Напряженная работа над гобеленами приводит к тому, что в 1899 году Майоль временно теряет зрение. Выздоровев, он вынужден навсегда оставить любимое ремесло.
Его увлекает новый вид искусства - скульптура. Первые маленькие фигурки Майоля навеяны мотивами пастелей Эдгара Дега, где он изображал причесывающихся, умывающихся, одевающихся женщин. И вот эту камерную, интимную по своему звучанию тематику подхватил Майоль. В 1901 году Майоль начинает работу над первой своей большой скульптурной композицией - сидящей женской фигурой. Скульптура имеет два названия - "Мысль" или "Средиземное море". В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой. В 1905 году после выставки "Средиземноморье" купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Он сыграет благотворную роль в дальнейшей судьбе мастера, став страстным почитателем таланта Майоля и пропагандистом его творчества в Германии. Именно благодаря его заказам скульптор смог выбиться наконец из нищеты и обрести возможность для дальнейшего творчества. Вплоть до Второй мировой войны Майоль работал поочередно в двух разных концах Франции - летом под Парижем в Марли ле Руа, а в остальные месяцы - в Баньульсе. Прозвучавшая в "Средиземноморье" тема покоя и погруженности в себя вскоре почти исчерпывается в статуе "Ночь" (1902-1909). А вот в "Памятнике Бланки" ("Скованная сила") (1905-1906) - первом мемориальном произведении мастера - воплощен другой мотив. Скульптор создает пластически выразительную аллегорию, где мощная женская фигура олицетворяет революционный порыв, противоборство человека трагической судьбе, одухотворенную силу, преодолевающую внешнее сопротивление. В 1907 году, по заказу русского мецената И. А. Морозова, Майоль начал работать над статуей Помоны - она должна была представлять аллегорическую фигуру осени и плодородия. Знаменитая статуя появляется сразу после поездки в Грецию в 1910 году. Там на Майоля наибольшее впечатление произвела архаика и ранняя классика. С той поры излюбленным мотивом скульптора становится изображение стоящей женской фигуры. В начале 1910-х годов Майоль начинает работу над новыми масштабными произведениями, законченными из-за войны только в двадцатые годы "Памятник Сезанну", "Иль-де-Франс" и "Венера с ожерельем". На всем протяжении двадцатых годов скульптор работал над "Венерой с ожерельем". Это самая лиричная и женственная из его богинь. Статуя впечатляет непринужденной грацией жеста, лишенного манерности и продиктованного внутренним чувством. В то же время Майоль работает над памятниками жертвам Первой мировой войны. Наиболее удачный - "Памятник павшим" в Баньульсе, решенный в виде каменной стелы с двумя выступами. Простыми средствами Майоль передал здесь чувство глубокой скорби и стоящее за ней ощущение вечности. В тридцатые годы мастер создает ряд статуй, олицетворяющих природные стихии, или своеобразные "первоначала" природы землю, воду, воздух. Подобный замысел нашел воплощение в статуе "Гора" (1933-1937). В тридцатые годы мастер работал также над единственной в его творчестве круглой групповой композицией, позже названной "Три грации" (1930-1937). Сам Майоль называл ее "Нимфы прерий". Она состоит из трех обнаженных женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов. Последняя монументальная статуя Майоля - "Гармония" (1940-1944), создавалась в тяжелые годы фашистской оккупации. Скульптор практически не выезжал из Баньульса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие произведения. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить "вечно человеческое" и "волновать сердца людей". 27 сентября 1944 года скульптор скончался после автомобильной катастрофы. Его похоронили в Баньульсе в окружении кипарисов и сосен. На могиле его надгробие в виде статуи "Средиземноморье".
Река, 1938 год. Музей Майоля, Париж
Средиземное море в Перпиньяне, 1902-1905 года. Музей Майоля, Париж
Помона, 1910 год. ГМИИ, Москва
Его увлекает новый вид искусства - скульптура. Первые маленькие фигурки Майоля навеяны мотивами пастелей Эдгара Дега, где он изображал причесывающихся, умывающихся, одевающихся женщин. И вот эту камерную, интимную по своему звучанию тематику подхватил Майоль. В 1901 году Майоль начинает работу над первой своей большой скульптурной композицией - сидящей женской фигурой. Скульптура имеет два названия - "Мысль" или "Средиземное море". В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура предстала перед публикой. В 1905 году после выставки "Средиземноморье" купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Он сыграет благотворную роль в дальнейшей судьбе мастера, став страстным почитателем таланта Майоля и пропагандистом его творчества в Германии. Именно благодаря его заказам скульптор смог выбиться наконец из нищеты и обрести возможность для дальнейшего творчества. Вплоть до Второй мировой войны Майоль работал поочередно в двух разных концах Франции - летом под Парижем в Марли ле Руа, а в остальные месяцы - в Баньульсе. Прозвучавшая в "Средиземноморье" тема покоя и погруженности в себя вскоре почти исчерпывается в статуе "Ночь" (1902-1909). А вот в "Памятнике Бланки" ("Скованная сила") (1905-1906) - первом мемориальном произведении мастера - воплощен другой мотив. Скульптор создает пластически выразительную аллегорию, где мощная женская фигура олицетворяет революционный порыв, противоборство человека трагической судьбе, одухотворенную силу, преодолевающую внешнее сопротивление. В 1907 году, по заказу русского мецената И. А. Морозова, Майоль начал работать над статуей Помоны - она должна была представлять аллегорическую фигуру осени и плодородия. Знаменитая статуя появляется сразу после поездки в Грецию в 1910 году. Там на Майоля наибольшее впечатление произвела архаика и ранняя классика. С той поры излюбленным мотивом скульптора становится изображение стоящей женской фигуры. В начале 1910-х годов Майоль начинает работу над новыми масштабными произведениями, законченными из-за войны только в двадцатые годы "Памятник Сезанну", "Иль-де-Франс" и "Венера с ожерельем". На всем протяжении двадцатых годов скульптор работал над "Венерой с ожерельем". Это самая лиричная и женственная из его богинь. Статуя впечатляет непринужденной грацией жеста, лишенного манерности и продиктованного внутренним чувством. В то же время Майоль работает над памятниками жертвам Первой мировой войны. Наиболее удачный - "Памятник павшим" в Баньульсе, решенный в виде каменной стелы с двумя выступами. Простыми средствами Майоль передал здесь чувство глубокой скорби и стоящее за ней ощущение вечности. В тридцатые годы мастер создает ряд статуй, олицетворяющих природные стихии, или своеобразные "первоначала" природы землю, воду, воздух. Подобный замысел нашел воплощение в статуе "Гора" (1933-1937). В тридцатые годы мастер работал также над единственной в его творчестве круглой групповой композицией, позже названной "Три грации" (1930-1937). Сам Майоль называл ее "Нимфы прерий". Она состоит из трех обнаженных женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов. Последняя монументальная статуя Майоля - "Гармония" (1940-1944), создавалась в тяжелые годы фашистской оккупации. Скульптор практически не выезжал из Баньульса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие произведения. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы творить "вечно человеческое" и "волновать сердца людей". 27 сентября 1944 года скульптор скончался после автомобильной катастрофы. Его похоронили в Баньульсе в окружении кипарисов и сосен. На могиле его надгробие в виде статуи "Средиземноморье".
Река, 1938 год. Музей Майоля, Париж
Средиземное море в Перпиньяне, 1902-1905 года. Музей Майоля, Париж
Помона, 1910 год. ГМИИ, Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий