23/10/2012
В бельгийском городе Гент начались работы по реставрации одного из величайших памятников искусства - Гентского альтаря (Ghent Altarpiece).
Начатый Хубертом ван Эйком (Hubrecht van Eyck, 1370-1426) и законченный после его смерти его братом, Яном ван Эйком (Jan van Eyck, 1390-1441), в 1432 году, алтарь представляет собой уникальнейшее, возможно, самое почитаемое произведение искусства эпохи Возрождения. Это крупнейший иконографический комплекс, сохранившийся до наших дней. Алтарь состоит из 24 дубовых панелей, общей высотой более 3,5 метров и шириной - около 5 метров (в ракрытом виде). Гентский алтарь был написан по заказу Йоса Вейдта (Joos Vijdt), для семейной часовни в соборе Святого Баво (St. Bavo’s Cathedral) в Генте. Изображение заказчика можно увидеть на закрытых створках алтаря внизу слева. До сих пор не ясно, какие именно части алтаря написаны каждым из братьев. Многочисленные экспертизы не выявили абсолютно никаких технических различий, что дало повод целому ряду исследователей усомниться в авторстве Хуберта ван Эйка.
Братья ван Эйки были одними из первых художников, которые начали использовать масляные краски. Генский алтарь выполнен в технике тонких слоев по выбеленной основе, что придаёт визуальнй эффект полупрозрачности. Отметим, что обнаженные Адам и Ева - одно из первых известных изображений ню во фламандском искусстве. Центральная часть алтаря, на которой изображены Дева Мария, Бог и Иоанн Креститель (в таком сочетании называемые ещё Деисус), взята из классической византийской иконографии.
Судьба Гентского алтаря стала одной из самых драматичных за всю историю искусства. Шесть раз на него покушались грабители, одну из панелей, украденную в 1934 году, так и не удалось найти. В XVI веке алтарь два раза разбирали и прятали сами церковнослужители, сначала от инакоборцев, потом от кальвинистов. Двумя веками позже, центральные части альтаря оказались во Франции, в качестве военного трофея, но были возвращены в Бельгию после смерти Наполеона. В 1945 году алтарь чудом не был уничтожен фашистами. Все эти события не могли не отразиться на сохранности шедевра. Лишь две панели, с изображением Адама и Евы, сохранились в своём первозданном виде и не подвергались каким-либо существенным неблагоприятным факторам. В настоящее время учёные разрабатывают индивидуальную программу восстановления для каждой части произведения искусства.
Панели Гентского алтаря покрыты лаком. Он служит не только в качестве защитного покрытия, но и имеет важную оптическую функцию, делая цвета картин более насыщенными, а поверхность - более ровной. Однако, большинство лаков деградируют со временем, образуя тёмный, мутный, хрупкий слой, который в значительной степени влияет на восприятие тональных особенностей. Поэтому реставраторы регулярно снимают старые слои лака, заменяя их новым покрытием.
В 2010 году уже были проведены подготовительные работы, в ходе которых специалисты исследовали состав и растворимость лака. Удалось установить, что поверхность полиптиха покрыта несколькими слоями лака разной толщины и состава. Самый старый слой относится к девятнадцатому веку. Вероятно, он остался от проводимой 60 лет назад (в 1950-51 годах) реставрации, когда команда учёных под руковоством Пола Кореманса (Paul Coremans) не имела достаточного времени и средств для полной очистки покрытия.
В настоящее время состояние лака очень плохое, цветовой баланс картин значительно страдает от грязного, деградированного лака. Учёным и реставраторам предстоит проделать огромную работу по замене лакового покрытия алтаря на новое. По прогнозам специалистов, реставрационные работы продлятся около пяти лет, при этом стоимость проекта составит приблизительно 1,3 миллиона долларов.
Гентский алтарь, в его нынешнем виде, доступен к изучению в интернете в экстремально высоком разрешении, без каких-либо ограничений. Сайт проекта оцифровки: closertovaneyck.kikirpa.be
Анна Сидорова
http://gallerix.ru/
http://gallerix.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий