2012 – год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 – близится к
концу. Меж тем, в декабре 1812 года сама война не была закончена.
Русская армия начала "заграничный поход". По его завершении, в августе
1814, император Александр Первый издал манифест, согласно которому 25
декабря – праздник Рождества по старому стилю – объявлялся еще и днем
"воспоминания об избавлении от нашествия галлов". К этой дате
Государственный Эрмитаж приурочил открытие сразу трех выставок.
Рассказывают "Новости культуры".
К синхронному открытию трех исторических выставок в Эрмитаже готовились
несколько лет. Самая крупная развернулась сразу в двух парадных залах
– Гербовом и Пикетном. Более шестисот экспонатов – это предметы эпохи,
впитавшей пороховой дым. Оружие, повидавшее врагов, мундиры, подписанные
носившими их солдатами и офицерами. Эскизы, сделанные участниками
военных походов. Один из авторов – Христиан Фабер-дю-Фор – немецкий
офицер, прошедший с Наполеоном весь путь французской армии. Его
зарисовки – это своеобразный дневник.
"Сам писал в одном из воспоминаний, когда уже они отступали: когда не
было чернил, перьев, разводил порох в снегу и вороньими перьями делал
зарисовки", – отмечает хранитель фонда печатной графики отдела
исторической русской культуры Эрмитажа Виктор Лоога.
А в центре экспозиции – батальные полотна фламандского художника Петера
фон Хесса, иллюстрирующие ключевые события Отечественной войны. Картины
были написаны по заказу императора Николая Первого. Чтобы быть
достоверным даже в мелочах, живописец детально изучил воинские знаки
отличий и сделал десятки эскизов на местах сражений.
Один из уникальных экспонатов выставки – посмертная маска Наполеона.
Хранители фондов предполагают, что в ее основе тот самый слепок из
воска, который сделал доктор Арно на острове святой Елены. В дальнейшем
эту маску тиражировали. В основном, в бронзе. Но первоисточник хранится в
Эрмитаже. Сегодня он выставлен впервые.
Тема специальной экспозиции – подвиг русской армии в медальерном
искусстве. Выставка посвящена проектам Алексея Оленина. Президент
Академии художеств преподнес свои эскизы императору Александру вместе с
рукописной аннотацией, которую назвал "Опыт о правилах медальерного
искусства ". Но отлита была лишь одна медаль – и то сто лет спустя.
Остальные на протяжении двух веков оставались лишь на бумаге.
"В этом году Алексеем Архиповым – петербургским медальером – была
осуществлена вся серия медалей", – поясняет куратор выставки Николай
Введенский.
Но самой притягательной для зрителей выставкой оказалась та, которую в
буквальном смысле хотелось потрогать руками. За стеклом витрин – фигурки
солдат русской и французской армий, композиции с участием нескольких
полков и стремительной кавалерии. Часть этой коллекции принес в Эрмитаж
обычный ленинградский строитель. Коробку с мальчишескими забавами конца
XIX века он обнаружил в печи старинного дома на Петроградской стороне
уже после другой войны – Великой Отечественной. Находка дополнила
оловянное эрмитажное собрание, одно из самых богатых в России. В
способности влиять на публику, эти трехсантиметровые человечки не
уступают огромным батальным полотнам. Ведь в истории мелочей не бывает.
http://tvkultura.ru/article/
Новости культуры
Комментариев нет:
Отправить комментарий