«МК» узнал тайны итальянского рисунка и русский путь рукописи да Винчи
Свое столетие Пушкинский музей завершил серией мощных
итальянских выставок: открытие вернисажа мастера Ренессанса Лоренцо
Лотто, проект «Пять веков итальянского рисунка», и, наконец, «Кодекс о
полете птиц» Леонардо Да Винчи - 18 листов заметок о счетах из банка,
сене для лошади и… воздухоплавании. Как тетрадь Леонардо попала к
потомку сибирских купцов, и почему он вернул ее в Италию? Об этом, а
также об открытиях в коллекции итальянской графики ГМИИ им. Пушкина
«МК» рассказала куратор выставки «Пять веков итальянского рисунка»
Марина МАЙСКАЯ.
- Марина Ивановна, выставка «Пять веков итальянского
рисунка» вместила около 250 работ известных мастеров с ХVI по ХХ век.
Еще больше осталось «за кадром», ведь в коллекции итальянских рисунков
ГМИИ более трех тысяч листов. Сложно ли было выбирать работы для
экспозиции, и какими принципами Вы руководствовались при отборе? Долго
ли велась подготовка к выставке и публикации каталога?
-
Позвольте мне несколько «переформатировать» Ваши вопросы. Для меня
настоящая выставка при всей ее важности для музея и зрителей – это
вишенка на торте. Главным было завершение работы над каталогом и его
публикация. Вот это, поверьте, было совсем нелегко.
Если
подсчитать, сколько часов реального времени было потрачено на устройство
выставки и собственно публикацию каталога (имеется ввиду период его
нахождения в типографии), то, кажется, совсем немного: последний том
рукописи каталога ушел в типографию в самом начале декабря и тогда же я
начала готовить выставку – отбирать рисунки, отдавать их в монтировку,
придумывать для них «туалеты» (цвет паспарту и характер рам), делать
этикетки, писать экспликации и т.п.). Естественно, что здесь я не была
матерью - одиночкой. В музее действует прекрасная слаженная команда из
умелого художника-дизайнера с большим вкусом, внимательных исполнителей,
коллег, оказывающих всяческую помощь и т.п.
Однако начало того,
что мы сейчас видим на стенах Белого зала, колоннады и еще зала № 20, а
также того, что теперь можем полистать или вдумчиво прочитать, восходит к
далеким временам, к началу моей работы в музее. Могу сказать, что мои
первые публикации с новыми открытиями относятся к середине 1970-х годов.
А последние были сделаны совсем недавно и опубликованы только в
каталоге.
Отвечая на вопрос о принципах отбора сравнительно
небольшого числа рисунков для выставки из всей массы имеющейся в ГМИИ
им. Пушкина коллекции рисунков итальянской школы (чуть более 3000
листов), скажу, что это не было простой и механической задачей. Главным
принципом было показать наиболее значительные произведения музейной
коллекции. Работы, принадлежащие мастеров разных художественных центров
Италии. Рисунки наиболее выразительные, отмеченные высоким уровнем
профессионального мастерства. Все это делалось в надежде на то, что
внимательный и желающий вникнуть в «суть предмета» зритель смог бы
составить, насколько это возможно, адекватное представление о рисунке
как виде искусства, о его специфических возможностях, об истории
развития этого вида искусства в Италии, о его чрезвычайной важности для
итальянского искусства. Но, быть может, самое главное, дать возможность
людям увидеть прекрасное и оценить тот высочайший уровень
профессионального мастерства, который отличает искусство итальянских
рисовальщиков в самые разные эпохи.
- То, что зритель не
увидит на выставке, можно найти в Вашем трехтомном исследовании. Какие
открытия Вы сделали в процессе работы над ним? И заинтересовались ли
Вашими изысканиями итальянские искусствоведы?
- Таких
открытий очень много. При чем сделанных не только мною, но и моими
предшественниками, а также коллегами из разных стран, не только
итальянцами. Надо сказать, что европейские и американские историки
искусства, посвятившие себя изучению рисунка в его самых разных
ипостасях, составляют настоящее содружество, всегда стремящееся быть в
курсе последних новинок, открытий, неожиданных идей. Все мы обмениваемся
информацией, встречаемся на специальных мероприятиях, типа «Неделя
рисунка» в Париже или конференциях, организуемых музеями и научными
институциями разных стран.
Я пока не знаю, как воспримут мою
работу западные коллеги и сколько они найдут в ней достоинств и
недочетов. Но сам факт публикации каталога уже был отмечен, а выставка
вызвала самый горячий отзыв английского специалиста по рисунку из
аукционного дома Сотбис.
- Центральный экспонат проекта
– «Кодекс о полете птиц» Леонардо да Винчи. Какие сюрпризы Вы как
исследователь обнаружили на 18 листах тетради? Ведь на страницах кодекса
речь не только о полетах.
- Где бы не появлялось любое
произведение Леонардо да Винчи, оно всегда с полным правом претендует на
пальму первенства. И хотя «Кодекс о полете птиц» из собрания
Королевской библиотеки Турина, выставленный в настоящий момент рядом с
экспонатами нашей выставки «5 веков итальянского рисунка», не имеет к
ней никакого отношения, он, безусловно, привлек в музей массового
зрителя. Данное произведение было приглашено на другую выставку,
организованную итальянским посольством («Exhibitaly – Итальянское
совершенство сегодня»), а наш музей был избран как место, достойное для
показа «Кодекса». Но в любом случае «неожиданная» встреча оказалась
весьма уместной и полезной во всех отношениях.
Это и впрямь
небольшая тетрадь с заметками великого итальянского гения, на сей раз в
основном посвященными полету птиц и, если оценивать ее содержание в
более широком контексте, мечте человека о возможности, подобно
мифологическому Икару, подняться в небо. Всегда интересно знакомиться с
научными работами Леонардо, где параллельно с идеями о сложнейших
научных материях рядом находятся записи бытового характера, что делает
личность творца особенно живой и близкой. К примеру, на последних
страницах рукописи Леонардо говорится о том, что 14 апреля 1505 года у
художника появился ученик по имени Лоренцо, а днем позже (в день своего
рождения — ему исполнилось 53 года) упоминает, что он снял двадцать пять
золотых флоринов со счета в банке при флорентийском госпитале Санта
Мария Нуова. Там же можно видеть список хозяйственных расходов, включая
отруби и сено для лошади, архитектурные зарисовки, а рядом с этими
прозаическими вещами - знаменитое пророчество: «Большая птица начнет
свой первый полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную
изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнезду,
где она родилась (речь идет охолмах Чечери во Фьезоле под Флоренцией, на
тосканском наречии «чечеро» означает «лебедь»). Надеюсь, что
когда-нибудь этот кодекс будет переведен на русский язык и будет
доступен всем интересующимся.
- У тетради да Винчи своя
история приключений и путешествий по миру. Как она попала в руки потомку
династии сибирских купцов Федору Сабашникову? Кто первый изучил «Кодекс
о полете птиц» и понял значение исследований да Винчи по
воздухоплаванию?
- Для нас «Кодекс» из Турина особенно
интересен, поскольку в судьбе этого памятника важную роль сыграл русский
человек, Фёдор Васильевич Сабашников (1869-1927). Выходец из семьи
богатого сибирского купца, не чуждого интересам культуры, он был старшим
братом известных московских книгоиздателей Михаила и Сергея
Сабашниковых. Семья переехала в Москву в конце 1860 –х годов, где все
пятеро детей получили отличное домашнее образование, продолжив его в
разных учебных заведениях.
Федор выбрал Петербургский
университет, однако за участие в студенческих волнениях был вскоре
исключëн оттуда и продолжил образование в Германии, в Боннском
университете. Там преподавал Джованни Пьюмати, итальянский ученый и
специалист по Леонардо, встреча с которым оказалась для Сабашникова
судьбоносной. Очевидно, под его влиянием Сабашников, обладатель богатого
наследства, в 1892 приобрел «Кодекс о полете птиц» Леонардо да Винчи,
побывавший к тому времени в руках многих владельцев. В 1893 году увидело
свет изданное Сабашниковым тиражом в 300 экземпляров факсимильное
издание «Кодекса», снабженное научным предисловием на двух языках,
итальянском и французском, и посвященное королеве Италии, Маргерите.
Следующим шагом, предпринятым Сабашниковым, был дар драгоценного
манускрипта королю Италии, Умберто I, передавшего рукопись на хранение в
туринскую Королевскую библиотеку. А Федора Сабашникова в Италии отныне
именовали не иначе как «графом» за ту поистине княжескую (если не
царскую) щедрость, с которой сын русского купца одарил собрание
Королевской библиотеки Турина. За его деяния – издание кодекса и
принесение его в дар Италии – города Винчи и Турин возвели Федора
Сабашникова в ранг почетного гражданина, а когда для него самого
наступили нелегкие времена (банкротство и болезнь) – оказывали ему
всяческую помощь.
- Эпоха Возрождения провозгласила, что
человек – венец творения и может состояться в любом деле. Есть ли на
выставке художники-универсалы, которые, как и Леонардо да Винчи,
гениально обращались не только с карандашом и кистью, но и оставили
заметный след в других сферах?
- Леонардо – не
универсальный художник, он универсальная личность. Как художник – он
экспериментатор и это обстоятельство часто только мешало сохранности
созданных им произведений. Вспомним фреску «Тайная вечеря» в миланской
церкви Санта Мария делла Грация, написанную сразу на стене и потому
быстро «осыпавшуюся»; исчезнувший картон для росписи Зала советов в
Палаццо Векккио во Флоренции, незаконченный и уничтоженный французами
конный памятник Сфорца в Милане. Зато как ученый, мыслитель, инженер и
т.п. - он потрясает воображение смелостью и широтой мысли, выдумкой,
опережающей время; невероятным разнообразием областей науки, к которым
он обращался. Леонардо – уникален и его нельзя сопоставить ни с кем.
Тем
не менее среди художников, представленных в ГМИИ, универсалов много.
Назову того, кто первым приходит в голову, - Джанлоренцо Бернини. Его
называют подлинным «режиссером барокко» - гениальный скульптор,
архитектор, живописец, рисовальщик, медальер и т.п.
-
Если говорить о рисунке как об особом «интимном» жанре, поле для
размышлений, поисков и экспериментов автора, то кто из представленных на
выставке художников, представляет, по-вашему, наибольший интерес? И
почему?
- Практически каждый из представленных на
выставке мастеров рассматривает рисунок как поле эксперимента и поиска.
Но среди произведений, отобранных для выставки я предпочла показать
более законченные работы, которые дают представление об уже готовом
результате, вобравшем в себя все то, что было найдено мастером в
эскизах, набросках и штудиях. Возможно, полет фантазии, поиск нового
решения и сумятица идей ярче всего проявились в большом и красивом листе
с зарисовками Перино дель Ваги.
- Выставка «Пять веков
итальянского рисунка» охватывает несколько вех в истории искусства –
ведет зрителя от эпохи Возрождения к модерну. С чем, по-Вашему, связан
тот факт, что в итальянском искусстве часто зарождались новые течения и
тенденции? Ведь Италия – родина Ренессанса и футуризма.
-
Что касается выставки, то она, действительно, хронологически охватывает
5 веков. Она начинается с 16 века, важнейшего периода в развитии
европейского рисунка, времени расцвета Ренессанса, и заканчивается 20
столетием, вместившем в себя многообразные художественные течения, в том
числе и те, что имели международный резонанс (футуризм, метафизическая
живопись, магический реализм). Но не следует забывать, что 16 столетие –
это не начало, а кульминация определенного периода в развитии
итальянского искусства. А его начало уходит своими корнями в античность.
Италия – это уникальная европейская страна, в которой художественная
традиция не прерывалась в течение почти что двух тысячелетий. Страна,
где питательным источником всегда оставалась живительная сила
средиземноморской античной культуры, к которой художники постоянно
обращались на протяжении всех этапов развития цивилизации. Италия
уступает свое место флагмана в развитии европейской культуры только в
два последние столетия: в 19 веке она вступает в борьбу за объединение и
обретение национальной идентичности. А в 20 столетии пытается найти
свой путь в авангардистских поисках Парижской школы. Футуризм и
метафизика были самыми яркими проявлениями итальянского искусства этого
времени, однако на смену им приходит обращение к своим же собственным,
национальным истокам, искусству Джотто, Уччелло и Пьеро делла Франчески.
Но и сегодня, хотя изобразительное искусство Италии не принадлежит к
числу интереснейших, мы не перестаем ценить итальянский гений, вкус,
мастерство в других художественных областях – таких как дизайн, мода и,
наконец, само искусство жизни.
http://www.mk.ru/culture/article/
Комментариев нет:
Отправить комментарий