Сибирский след Леонардо

леонардо да винчи столетие пушкинский музей лоренцо лотто
«МК» узнал тайны итальянского рисунка и русский путь рукописи да Винчи
Свое столетие Пушкинский музей завершил серией мощных итальянских выставок: открытие вернисажа мастера Ренессанса Лоренцо Лотто, проект «Пять веков итальянского рисунка», и, наконец, «Кодекс о полете птиц» Леонардо Да Винчи - 18 листов заметок о счетах из банка, сене для лошади и… воздухоплавании. Как тетрадь Леонардо попала к потомку сибирских купцов, и почему он вернул ее в Италию? Об этом, а также об открытиях в коллекции итальянской графики ГМИИ им. Пушкина «МК» рассказала куратор выставки «Пять веков итальянского рисунка» Марина МАЙСКАЯ.
леонардо да винчи столетие пушкинский музей лоренцо лотто


- Марина Ивановна, выставка «Пять веков итальянского рисунка» вместила около 250 работ известных мастеров с ХVI по ХХ век. Еще больше осталось «за кадром», ведь в коллекции итальянских рисунков ГМИИ более трех тысяч листов. Сложно ли было выбирать работы для экспозиции, и какими принципами Вы руководствовались при отборе? Долго ли велась подготовка к выставке и публикации каталога?
- Позвольте мне несколько «переформатировать» Ваши вопросы. Для меня настоящая выставка при всей ее важности для музея и зрителей – это вишенка на торте. Главным было завершение работы над каталогом и его публикация. Вот это, поверьте, было совсем нелегко.
Если подсчитать, сколько часов реального времени было потрачено на устройство выставки и собственно публикацию каталога (имеется ввиду период его нахождения в типографии), то, кажется, совсем немного: последний том рукописи каталога ушел в типографию в самом начале декабря и тогда же я начала готовить выставку – отбирать рисунки, отдавать их в монтировку, придумывать для них «туалеты» (цвет паспарту и характер рам), делать этикетки, писать экспликации и т.п.). Естественно, что здесь я не была матерью - одиночкой. В музее действует прекрасная слаженная команда из умелого художника-дизайнера с большим вкусом, внимательных исполнителей, коллег, оказывающих всяческую помощь и т.п.
Однако начало того, что мы сейчас видим на стенах Белого зала, колоннады и еще зала № 20, а также того, что теперь можем полистать или вдумчиво прочитать, восходит к далеким временам, к началу моей работы в музее. Могу сказать, что мои первые публикации с новыми открытиями относятся к середине 1970-х годов. А последние были сделаны совсем недавно и опубликованы только в каталоге.
Отвечая на вопрос о принципах отбора сравнительно небольшого числа рисунков для выставки из всей массы имеющейся в ГМИИ им. Пушкина коллекции рисунков итальянской школы (чуть более 3000 листов), скажу, что это не было простой и механической задачей. Главным принципом было показать наиболее значительные произведения музейной коллекции. Работы, принадлежащие мастеров разных художественных центров Италии. Рисунки наиболее выразительные, отмеченные высоким уровнем профессионального мастерства. Все это делалось в надежде на то, что внимательный и желающий вникнуть в «суть предмета» зритель смог бы составить, насколько это возможно, адекватное представление о рисунке как виде искусства, о его специфических возможностях, об истории развития этого вида искусства в Италии, о его чрезвычайной важности для итальянского искусства. Но, быть может, самое главное, дать возможность людям увидеть прекрасное и оценить тот высочайший уровень профессионального мастерства, который отличает искусство итальянских рисовальщиков в самые разные эпохи.
- То, что зритель не увидит на выставке, можно найти в Вашем трехтомном исследовании. Какие открытия Вы сделали в процессе работы над ним? И заинтересовались ли Вашими изысканиями итальянские искусствоведы?
- Таких открытий очень много. При чем сделанных не только мною, но и моими предшественниками, а также коллегами из разных стран, не только итальянцами. Надо сказать, что европейские и американские историки искусства, посвятившие себя изучению рисунка в его самых разных ипостасях, составляют настоящее содружество, всегда стремящееся быть в курсе последних новинок, открытий, неожиданных идей. Все мы обмениваемся информацией, встречаемся на специальных мероприятиях, типа «Неделя рисунка» в Париже или конференциях, организуемых музеями и научными институциями разных стран.
Я пока не знаю, как воспримут мою работу западные коллеги и сколько они найдут в ней достоинств и недочетов. Но сам факт публикации каталога уже был отмечен, а выставка вызвала самый горячий отзыв английского специалиста по рисунку из аукционного дома Сотбис.
- Центральный экспонат проекта – «Кодекс о полете птиц» Леонардо да Винчи. Какие сюрпризы Вы как исследователь обнаружили на 18 листах тетради? Ведь на страницах кодекса речь не только о полетах.
- Где бы не появлялось любое произведение Леонардо да Винчи, оно всегда с полным правом претендует на пальму первенства. И хотя «Кодекс о полете птиц» из собрания Королевской библиотеки Турина, выставленный в настоящий момент рядом с экспонатами нашей выставки «5 веков итальянского рисунка», не имеет к ней никакого отношения, он, безусловно, привлек в музей массового зрителя. Данное произведение было приглашено на другую выставку, организованную итальянским посольством («Exhibitaly – Итальянское совершенство сегодня»), а наш музей был избран как место, достойное для показа «Кодекса». Но в любом случае «неожиданная» встреча оказалась весьма уместной и полезной во всех отношениях.
Это и впрямь небольшая тетрадь с заметками великого итальянского гения, на сей раз в основном посвященными полету птиц и, если оценивать ее содержание в более широком контексте, мечте человека о возможности, подобно мифологическому Икару, подняться в небо. Всегда интересно знакомиться с научными работами Леонардо, где параллельно с идеями о сложнейших научных материях рядом находятся записи бытового характера, что делает личность творца особенно живой и близкой. К примеру, на последних страницах рукописи Леонардо говорится о том, что 14 апреля 1505 года у художника появился ученик по имени Лоренцо, а днем позже (в день своего рождения — ему исполнилось 53 года) упоминает, что он снял двадцать пять золотых флоринов со счета в банке при флорентийском госпитале Санта Мария Нуова. Там же можно видеть список хозяйственных расходов, включая отруби и сено для лошади, архитектурные зарисовки, а рядом с этими прозаическими вещами - знаменитое пророчество: «Большая птица начнет свой первый полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнезду, где она родилась (речь идет охолмах Чечери во Фьезоле под Флоренцией, на тосканском наречии «чечеро» означает «лебедь»). Надеюсь, что когда-нибудь этот кодекс будет переведен на русский язык и будет доступен всем интересующимся.
- У тетради да Винчи своя история приключений и путешествий по миру. Как она попала в руки потомку династии сибирских купцов Федору Сабашникову? Кто первый изучил «Кодекс о полете птиц» и понял значение исследований да Винчи по воздухоплаванию?
 - Для нас «Кодекс» из Турина особенно интересен, поскольку в судьбе этого памятника важную роль сыграл русский человек, Фёдор Васильевич Сабашников (1869-1927). Выходец из семьи богатого сибирского купца, не чуждого интересам культуры, он был старшим братом известных московских книгоиздателей Михаила и Сергея Сабашниковых. Семья переехала в Москву в конце 1860 –х годов, где все пятеро детей получили отличное домашнее образование, продолжив его в разных учебных заведениях.
Федор выбрал Петербургский университет, однако за участие в студенческих волнениях был вскоре исключëн оттуда и продолжил образование в Германии, в Боннском университете. Там преподавал Джованни Пьюмати, итальянский ученый и специалист по Леонардо, встреча с которым оказалась для Сабашникова судьбоносной. Очевидно, под его влиянием Сабашников, обладатель богатого наследства, в 1892 приобрел «Кодекс о полете птиц» Леонардо да Винчи, побывавший к тому времени в руках многих владельцев. В 1893 году увидело свет изданное Сабашниковым тиражом в 300 экземпляров факсимильное издание «Кодекса», снабженное научным предисловием на двух языках, итальянском и французском, и посвященное королеве Италии, Маргерите. Следующим шагом, предпринятым Сабашниковым, был дар драгоценного манускрипта королю Италии, Умберто I, передавшего рукопись на хранение в туринскую Королевскую библиотеку. А Федора Сабашникова в Италии отныне именовали не иначе как «графом» за ту поистине княжескую (если не царскую) щедрость, с которой сын русского купца одарил собрание Королевской библиотеки Турина. За его деяния – издание кодекса и принесение его в дар Италии – города Винчи и Турин возвели Федора Сабашникова в ранг почетного гражданина, а когда для него самого наступили нелегкие времена (банкротство и болезнь) – оказывали ему всяческую помощь.
- Эпоха Возрождения провозгласила, что человек – венец творения и может состояться в любом деле. Есть ли на выставке художники-универсалы, которые, как и Леонардо да Винчи, гениально обращались не только с карандашом и кистью, но и оставили заметный след в других сферах?
- Леонардо – не универсальный художник, он универсальная личность. Как художник – он экспериментатор и это обстоятельство часто только мешало сохранности созданных им произведений. Вспомним фреску «Тайная вечеря» в миланской церкви Санта Мария делла Грация, написанную сразу на стене и потому быстро «осыпавшуюся»; исчезнувший картон для росписи Зала советов в Палаццо Векккио во Флоренции, незаконченный и уничтоженный французами конный памятник Сфорца в Милане. Зато как ученый, мыслитель, инженер и т.п. - он потрясает воображение смелостью и широтой мысли, выдумкой, опережающей время; невероятным разнообразием областей науки, к которым он обращался. Леонардо – уникален и его нельзя сопоставить ни с кем.
Тем не менее среди художников, представленных в ГМИИ, универсалов много. Назову того, кто первым приходит в голову, - Джанлоренцо Бернини. Его называют подлинным «режиссером барокко» - гениальный скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, медальер и т.п.
- Если говорить о рисунке как об особом «интимном» жанре, поле для размышлений, поисков и экспериментов автора, то кто из представленных на выставке художников, представляет, по-вашему, наибольший интерес? И почему?
- Практически каждый из представленных на выставке мастеров рассматривает рисунок как поле эксперимента и поиска. Но среди произведений, отобранных для выставки я предпочла показать более законченные работы, которые дают представление об уже готовом результате, вобравшем в себя все то, что было найдено мастером в эскизах, набросках и штудиях. Возможно, полет фантазии, поиск нового решения и сумятица идей ярче всего проявились в большом и красивом листе с зарисовками Перино дель Ваги.
- Выставка «Пять веков итальянского рисунка» охватывает несколько вех в истории искусства – ведет зрителя от эпохи Возрождения к модерну. С чем, по-Вашему, связан тот факт, что в итальянском искусстве часто зарождались новые течения и тенденции? Ведь Италия – родина Ренессанса и футуризма.
- Что касается выставки, то она, действительно, хронологически охватывает 5 веков. Она начинается с 16 века, важнейшего периода в развитии европейского рисунка, времени расцвета Ренессанса, и заканчивается 20 столетием, вместившем в себя многообразные художественные течения, в том числе и те, что имели международный резонанс (футуризм, метафизическая живопись, магический реализм). Но не следует забывать, что 16 столетие – это не начало, а кульминация определенного периода в развитии итальянского искусства. А его начало уходит своими корнями в античность. Италия – это уникальная европейская страна, в которой художественная традиция не прерывалась в течение почти что двух тысячелетий. Страна, где питательным источником всегда оставалась живительная сила средиземноморской античной культуры, к которой художники постоянно обращались на протяжении всех этапов развития цивилизации. Италия уступает свое место флагмана в развитии европейской культуры только в два последние столетия: в 19 веке она вступает в борьбу за объединение и обретение национальной идентичности. А в 20 столетии пытается найти свой путь в авангардистских поисках Парижской школы. Футуризм и метафизика были самыми яркими проявлениями итальянского искусства этого времени, однако на смену им приходит обращение к своим же собственным, национальным истокам, искусству Джотто, Уччелло и Пьеро делла Франчески. Но и сегодня, хотя изобразительное искусство Италии не принадлежит к числу интереснейших, мы не перестаем ценить итальянский гений, вкус, мастерство в других художественных областях – таких как дизайн, мода и, наконец, само искусство жизни.

http://www.mk.ru/culture/article/

Комментариев нет:

Отправить комментарий