Элементарно об элитарном. Камиль Писсарро



Камиль Писсарро
1830 -1903

Французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

Камиль Писсарро (Жакоб Абраам Камиль Писсарро) родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест –Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье.

В 1855 году Писсарро приехал во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Основные сюжеты его произведений в этот период – сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870 – 1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами. Из всего собрания картин и эскизов того периода сохранилось всего сорок произведений.

Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писсарро – единственный участник всех восьми выставок импрессионистов.

Еще в период обучения в академии начался роман Писсарро с горничной его родителей – Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них – Жорж и Люсьен – стали художниками.

Писсарро начинал как ученик Камиля Коро (Жан Батист Камиль Коро — французский художник и гравёр, один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов. Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины). В этом выборе учителя уже сказалась врожденная любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
 
Пруд в Монтфуко (Майенн). 1874

Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созрел собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжетов становится пространство, пронизанное солнечным светом и легким воздухом.
 
Закат в Сан Шарль. Эраньи. 1891
Работы, прославившие Писсарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света, выразить которое он стремился.

После знакомства с Жоржем Сёра в 1890 году Писсарро увлекся техникой пуантилизма. Жорж-Пьер Сёра́ — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм», или «пуантилизм».) Пуантилизм (дивизионизм) - (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) — жанр или стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой техники Писсарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писсарро вернулся к своей обычной манере.

В последние годы жизни у Камиля Писсарро заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс полотен объяснялся тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его его общеизвестным символом.

Писсарро писал также акварели и создал несколько литографий и офортов. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своем доме.
Художник скончался 12 ноября 1903 года в Париже.

Картина
«Бульвар Монмартр в Париже»
Написана в 1897 году

 
Художник написал серию картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Вся серия состоит из 13 полотен. Предельно ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу всей серии, не меняясь от холста к холсту. Это сделано намеренно: одна и та же композиция, практически повторяющиеся сюжеты  тринадцати картин создают видимость однообразия. Однако различия оттенков, смещение фигур и предметов, игра цветом разрушают подобную иллюзию. Таким образом художник передает атмосферу города и делает это в сероватой тональности, свойственной пейзажам Парижа.

Все импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды, главным образом от современного города с его импульсивной, разнообразной жизнью. Писсарро в своих пейзажах открывает современный город. Ему нравится Париж с его непрекращающимся и всеобщим движением – бегом экипажей. Ходьбой пешеходов, струящимися потоками воздуха и света.

В его пейзажах город – это не перечень достопримечательностей, а живой, беспокойный и многоликий организм. Захваченные биением его импульса, зрители не осознают банальности строений улиц города.

Картина
«Площадь Французского театра»
написана в 1898 году
 

Это серия холстов, написанных художником из окна луврского отеля. В своих работах мастер подчеркнул особенный характер площади и прилегающего к ней района. В этой серии площадь, служившая конечной остановкой нескольких маршрутов омнибусов, пересекается движением в нескольких различных направлениях. И вместо глубокой панорамы с обилием воздуха перед глазами предстает замкнутое пространство переднего плана.

Художник уделяет особое внимание композиционной слаженности в каждой картине. Например, чтобы уравновесить пышную крону правого каштана, он в левой части картины приоткрывает кусок площади и вводит туда два омнибуса и очередь.

Подчиняясь ритму, заданному весенней листвой буйно распустившихся деревьев, он расставляет повсюду фигуры прохожих и экипажи. Молодая зелень в ласковом свете утра определила весь колорит этого пейзажа.

Улица дель Сент-Оноре после полудня. Эффект дождя. 1897

Бульвар Монмартр. Дождливая погода днем. 1897

Бульвар Монмартр. На закате. 1897

Площадь Французского Театра в дождливую погоду. 1898

Оперный проезд в Париже. Эффект снега, утро. 1898

Бульвар Монмартр. Пасмурное утро. 1897

Проспект Оперы солнечным утром. 1898

Бульвар Монмартр. Весна

Набережная Малаке в солнечную погоду. 1903

Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно. 1897

Итальянский бульвар. Утро, солнечный свет. 1897

Бульвар Монмартр. Зимнее утро.

Проспект Оперы. Площадь Французского Театра в туманную погоду.

Сад Тюильри. 1900

Комментариев нет:

Отправить комментарий