После того как московское общество узнало, что крестьянка, с которой Виктор Михайлович Васнецов ( 1848 – 1926 ) писал свою «Аленушку» ( 1881 ),
очень счастливо вышла замуж, приезжающие на заработки в Москву
деревенские девушки обязательно останавливались у картины. Они верили,
что «Аленушка» поделится с ними своим счастьем.
А русский поэт Дмитрий Кедрин написал о ней:
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Сам Виктор Васнецов, родившись в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника, не понаслышке знал о жизни крестьян.
Позже он признался: « Я жил в селе среди
мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их
песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске
лучины».
Как и старшего сына Николая, отец
отправил Виктора в Вятское училище. Но там благодаря вниманию и терпению
преподавателя Чернышева открылся художественный Дар Виктора Васнецова. В
коне концов, отказавшись от сана священника, Виктор Васнецов поехал
учиться в Петербург, где после занятий в Рисовальной школе Общества
поощрения художников, он поступил в Академию художеств.
Сблизившись с передвижниками, а потом с таким известным меценатом как Савва Мамонтов,
приезжая вместе с братом Аполлинарием в Абрамцево, Виктор Васнецов
начал увлеченно изучать русское народное искусство. Именно в сказочных,
былинных сюжетах удалось ему наиболее точно передать русский характер и
русскую душу.
Виктор Васнецов не создает иллюстрацию к
русской сказке, а живой, трепетный, печальный и одновременно очень
светлый образ. Аленушка будто сливается с природой. Можно заметить, что
изгиб веток с сидящими на них ласточками, созвучен очертаниям головы
Аленушки.
Кстати, если распущенные волосы
воспринимали в народе как символ тяжелых дум, ласточки – это
предвестники счастья. Бездонный, будто затягивающий в темную глубину
омут – несчастье.
А березка на его берегу – исцеление. Таким образом, понятно, почему картина оставляет не тягостное, а светлое чувство.
После Картины «Аленушка», появились картины «Иван Царевич на сером волке» ( 1889)
«Богатыри» ( 1881 – 1898 )
Сказочные сюжеты на долгие годы будто приворожили Виктора Васнецова.
Очень точно охарактеризовал творческую личность Виктора Васнецова Федор Шаляпин. Он
писал: « Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие
еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление
изнеженных столиц люди (…) Массивные духом, крепкие телом богатыри.
Такими именно были братья Васнецовы. (…) Лично мне был ближе Виктор. Его
витязи и богатыри, воскрешающие самою атмосферу древней Руси. Вселяли в
меня ощущение великой мощи – физической и духовной».
"Витязь на распутье"
"Ковер-самолет"
Комментариев нет:
Отправить комментарий