"Аленушка", приносящая счастье



После того как московское общество узнало, что крестьянка, с которой Виктор Михайлович Васнецов ( 1848 – 1926 ) писал свою «Аленушку» ( 1881 ), очень счастливо вышла замуж, приезжающие на заработки в Москву деревенские девушки обязательно останавливались у картины. Они верили, что «Аленушка» поделится с ними своим счастьем.

А русский поэт Дмитрий Кедрин написал о ней:

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна –
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…

Сам Виктор Васнецов, родившись в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника, не понаслышке знал о жизни крестьян.
Позже он признался: « Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины».

Как и старшего сына Николая, отец отправил Виктора в Вятское училище. Но там благодаря вниманию и терпению преподавателя Чернышева открылся художественный Дар Виктора Васнецова. В коне концов, отказавшись от сана священника, Виктор Васнецов поехал учиться в Петербург, где после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников, он поступил в Академию художеств.
Сблизившись с передвижниками, а потом с таким известным меценатом как Савва Мамонтов, приезжая вместе с братом Аполлинарием в Абрамцево, Виктор Васнецов начал увлеченно изучать русское народное искусство. Именно в сказочных, былинных сюжетах удалось ему наиболее точно передать русский характер и русскую душу.

Виктор Васнецов не создает иллюстрацию к русской сказке, а живой, трепетный, печальный и одновременно очень светлый образ. Аленушка будто сливается с природой. Можно заметить, что изгиб веток с сидящими на них ласточками, созвучен очертаниям головы Аленушки.
Кстати, если распущенные волосы воспринимали в народе как символ тяжелых дум, ласточки – это предвестники счастья. Бездонный, будто затягивающий в темную глубину омут – несчастье.
А березка на его берегу – исцеление. Таким образом, понятно, почему картина оставляет не тягостное, а светлое чувство.

После Картины «Аленушка», появились картины «Иван Царевич на сером волке» ( 1889)
 

«Богатыри» ( 1881 – 1898 )
 

Сказочные сюжеты на долгие годы будто приворожили Виктора Васнецова.
Очень точно охарактеризовал творческую личность Виктора Васнецова Федор Шаляпин. Он писал: « Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди (…) Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. (…) Лично мне был ближе Виктор. Его витязи и богатыри, воскрешающие самою атмосферу древней Руси. Вселяли в меня ощущение великой мощи – физической и духовной».

"Витязь на распутье"

"Ковер-самолет"

"Богатырский скок"

Комментариев нет:

Отправить комментарий