В
Новое время ученые утверждали, что сновидения — это бессмыслица. Все
изменилось, когда возникло предположение о том, что сны раскрывают наше
подсознательное.
В
1900 году Зигмунду Фрейду было сорок три года. К этому моменту он, сын
торговца тканями, какое-то время проработал врачом в Вене. В тот год он
опубликовал книгу, которая на следующие полвека стала основой теории
сна. В «Толковании сновидений» Фрейд утверждал, что сны вовсе не
случайны и не бессмысленны, а, напротив, в них отражаются наши тайные
желания и устремления. В сущности, он дал определениеподсознанию — области мыслей, не контролируемой рассудком, в которой формируются наши желания и намерения.
По словам Фрейда, каждую ночь, когда человек засыпает, разум
маскирует эти мысли в символы, которые затем можно разгадать при помощи
психотерапевта. Если бы не сны, наши подсознательные стремления были бы
настолько подавлены, что мы ничем не могли бы заниматься. Сны же
позволяют нам мыслить немыслимое. Эти «письма самому себе» — важная
отдушина для нашего разума. Если снов не будет, то психическое давление
приведет к неврозам.
Сновидение Фрейда
Для
доказательства своей теории он приводит в пример собственные
сновидения. В одном сне, ставшем впоследствии самым обсуждаемым в
психологии, Фрейд стоит в большой зале и среди гостей видит свою
пациентку. Он отводит ее в сторону и упрекает, что она не следует
прописанному ей лечению. Она отвечает, что боль распространяется по ее
горлу и душит ее. Он видит, что у нее опухшее лицо, и начинает
беспокоиться, не упустил ли что-то при обследовании. Он подводит ее к
окну и просит раскрыть рот.
Она не желает этого делать, и Фрейд начинает раздражаться.
Вскоре подходят его друзья, доктор М. и Отто, и помогают ему осмотреть
пациентку. Вместе они обнаруживают сыпь у нее на левом плече. Доктор М.
выдвигает предположение, что причина боли — инфекция и что приступ
дизентерии очистит ее организм от токсинов. Фрейд и доктор М. приходят к
выводу, что, скорее всего, во всем виноват Отто, который ввел ей
тяжелое лекарство не совсем чистым шприцом.
Поразмыслив,
Фрейд понял, что этот сон — нечто большее, чем простая и немного
странная история. «Если проследить указанный здесь метод толкования
сновидений, то оказывается, что сновидение действительно имеет смысл и
ни в коем случае не является выражением ослабленной мозговой
деятельности, как говорят различные авторы», — пишет он.
Рассмотрев
каждый аспект своего сна как выражение какой-то эмоции или тревоги,
Фрейд осознал, что сон в определенной степени развеял его страхи,
связанные с ответственностью за особенно сложную пациентку. Во-первых,
женщина сопротивляется ему во сне, а значит, он думает, что любому врачу
будет трудно быстренько разобраться с ее проблемой. Эта мысль
подтверждается тем, что в итоге ее осматривают три доктора одновременно,
и только так они находят сыпь на левом плече. С помощью доктора М.
Фрейд обнаруживает, что именно Отто по глупости сделал ей укол и вызвал
инфекцию.
Все содержание сна говорит Фрейду: он может оставить свою
пациентку и не будет виноват в том, что с нею случится. «Вся эта
путаница — а это сновидение ничем иным не является — живо напоминает мне
оправдания одного человека, которого сосед обвинил в том, что он вернул
ему взятую напрокат кастрюлю в негодном виде. Во-первых, он вернул ее в
неприкосновенности, во-вторых, кастрюля была дырявой, когда он ее взял,
а в-третьих, он вообще не брал кастрюли. Но тем лучше: если хоть один
из этих доводов окажется справедливым, человек этот должен быть
оправдан».
Психосексуальный контекст теории Фрейда
Воображаемое
исполнение желаний может принимать во сне разную форму. Для Фрейда это
было освобождением от беспокойства — состояния, которое он связывал с
сексом, хоть и описывал эту связь в очень туманных выражениях: «Страх —
импульс, носящий характер влечения, он исходит из бессознательного и
парализуется предсознательным, — пишет Фрейд, — где, таким образом,
ощущение связанности соединяется в сновидении со страхом, там речь идет о
желании, которое прежде могло развить влечение, то есть о половом
желании».
Вскоре (хотя, возможно, это не совсем справедливо) все идеи свели к теории Фрейда,
будто в снах все имеет сексуальный подтекст, отражающий подавленные с
детства желания. В одном обзоре совершенно противоположные действия,
такие как полет и падение, были признаны сексуальными символами.
Фрейд
считал, что если пациенты противятся такому толкованию снов, значит,
оно верно. Он объяснял, что сам поначалу не хотел принимать всерьез свои
вроде бы бредовые сны. «Когда, проснувшись, я вспомнил о сне, я
рассмеялся и подумал: “Какая бессмыслица!” Но я не мог отделаться от
сновидения, и оно весь день преследовало меня, пока, наконец, вечером я
себя не упрекнул: “Если бы кто-нибудь из твоих пациентов сказал про
сновидение ‘какая бессмыслица’, то ты, наверное, рассердился бы на него
или подумал, что он скрывает какую-нибудь неприятную мысль, сознавать
которую не хочет. Ты поступаешь совершенно так же; твое мнение, будто
сновидение бессмыслица, означает лишь твое внутреннее нежелание
истолковывать его”».
Тот
факт, что Фрейд не интерпретировал сон о своей пациентке в
психосексуальном контексте, подтолкнул аналитиков к созданию отдельного
направления, посвященного расшифровке дополнительных смыслов одного
этого сновидения. Так, в 1991 году в статье издания International
Journal of Psychoanalysis предположили: этот сон, вероятно, означал, что
«Фрейда преследовало вытесненное воспоминание эпизода эротической
агрессии, которую он проявил в отношении своей сестры Анны, когда ему
было пять лет, а ей — три года».
Фрейдистский
взгляд на сон главенствовал среди психологов до 1950-х годов вопреки
тому, что его упрекали в чрезмерной сосредоточенности на сексе.
Фрейдистский анализ стал важной частью культуры 1920-х годов, он
применялся всюду — от кинематографа до расследования преступлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий