Ренессанс не случайно считают одним из ключевых периодов в человеческой истории. Философские, научные, эстетические, нравственные, религиозные, политические перемены, которые повлекли за собой идеи и идеалы Возрождения, изменили вектор развития западной цивилизации и всего мира. Но для большинства людей всё многообразие этого периода воплощают в себе не философские или общественно-политические сдвиги, а искусство эпохи Возрождения. Искусство настолько уникальное, что его нельзя спутать ни с одной другой культурной эпохой (разве что с античностью, да и то лишь в некоторых элементах).
Изобразительное искусство эпохи Возрождения: визитная карточка Ренессанса
Живопись является наиболее известной культурной составляющей Ренессанса. Именно в живописи поворот от средневековых канонов и эстетических принципов оказался наиболее радикальным и революционным. Несмотря на то, что основными сюжетами картин Возрождения вплоть до начала XVI века оставались религиозные мотивы, живопись наиболее ярко обозначила новую визуальную эстетику. Поэтому закономерно, что искусство эпохи Возрождения в Италии ассоциируется чаще всего с живописью. При этом изобразительное искусство претерпевало естественные изменения, эволюционировало от первых робких попыток внести большее жизнеподобие в аскетичную живописную манеру Средних веков до настоящего буйства красок и утончённого мастерства эпохи маньеризма.
Первоначально его заново открыл архитектор Филиппо Брунеллески, используя для проектирования новых зданий, однако довольно быстро перспективу взяли на вооружение и живописцы. Так как линейная перспектива в живописи позволяла уйти от плоской двухмерной манеры, характерной для иконописи. Теперь фигурам можно было придавать объём, а вместо скучного заднего фона можно было изображать насыщенное предметами и смыслами пространство. Именно с этих пор возник пейзаж как живописное направление, а раньше изображение природы было предельно схематичным и призвано было лишь намекнуть на обстоятельства и место изображаемого действия.
Другим революционным шагом в изобразительном искусстве Возрождения стало появление портрета. Изображение обычных людей, а не персонажей Священного Писания или Священного Предания, стало возможным только в условиях популяризации гуманистических идей. Раньше достойными изображения были только священные персоны, теперь же, когда человек был объявлен центром мироздания и объектом всестороннего изучения и внимания, каждая отдельная личность была признана уникальной. Вследствие этого каждый человек был признан достойным не только изображения, но и изображения максимально идентичного, то есть отображающего особенности его внешности, и обладающего психологической достоверностью. Глядя на портрет, необходимо было не только узнавать человека, но и иметь возможность составить представление о его сфере деятельности, о его интересах, характере, темпераменте и тому подобном.
Изучение человеческого тела
Ещё одной фундаментальной чертой искусства Возрождения стало повышенное внимание к человеческому телу. Нравственная парадигма Средних веков была такова, что тело считалось греховным и недостойным изображения в произведениях искусства. Примечательно, что такая интерпретация телесной составляющей человека, доминировавшая в средневековом католичестве, в действительности не совсем согласуется с христианским богословием. Уничижения тела в христианстве нет, напротив, физическая составляющая человеческой природы считается освящённой самим фактом воплощения в ней Иисуса Христа, Богочеловека, полноценного «участника» Божественной Троицы. Скорее, пренебрежение материальным и даже некая брезгливая ненависть к телесному была свойственна не христианам, а многочисленным гностическим сектам и течениям первых веков нашей эры. Однако именно эти установки в значительной мере проникли в католическое мировоззрение.
Художники и скульпторы эпохи Возрождения тщательнейшим образом изучали строение и особенности человеческого тела, чтобы максимально подробно и натурально изображать его на картинах и в статуях. Не случайно в биографиях Леонардо да Винчи и Микеланджело, а также многих других живописцев и ваятелей Ренессанса, можно узнать о том, что эти выдающиеся мастера немало времени проводили за анатомическими исследованиями трупов. Поэтому люди в живописи и скульптуре Возрождения очень редко встречаются в статическом положении – обычно их фигуры предстают в момент физического напряжения, через которое передаётся их внутреннее эмоциональное состояние. Мы видим разнообразную жестикуляцию, подробно и мастерски изображённую мимику, напряжённые и выписанные с такой дотошной детализацией мышцы, что по ним действительно можно изучать анатомию.
Однако скульптура эпохи Возрождения не только уделяла внимание тщательному отображению человеческого тела в том виде, в каком оно предстаёт в реальности. Согласно гуманистическим представлениям, искусство не столько должно было изображать действительность с максимальным реализмом, оно должно было представлять идеал. Зритель видит человека в его самом прекрасном виде, в таком, в каком он и должен быть, по мнению гуманистов. В человеке всё должно быть прекрасно – это именно гуманистический принцип. Но вместе с тем в культуре человек предстаёт во всём многообразии своих эмоций, в различных, обычно трагических, жизненных ситуациях. Именно благодаря этому появляется возможность отразить всю внутреннюю сложность человека, его подверженность различным страстям и стремлениям, желаниям и мечтаниям. Эту же функцию выполнял и театр эпохи Возрождения, который не только обратился к античным театральным традициям и наследию, но и стал глубоко «копать» внутрь человека.
В Средние века театра как отдельного направления искусства не было: античные игрища были по понятным причинам запрещены, а стихийные площадные костюмированные представления, разыгрываемые на праздниках и ярмарках, были всё же слишком хаотичны. Именно в эпоху Возрождения театр формируется именно как психологический вид искусства, в качестве которого он нам знаком и в настоящее время.
Александр Бабицкий
Комментариев нет:
Отправить комментарий