31/08/2016 Невозможно
угадать, что в следующий раз оскорбит чувства людей. Не так давно
исследователи из Кембриджского университета обнаружили в рукописи эпохи
Возрождения юбку, дорисованную обнажённой Еве на одной из иллюстраций.
Неприятие наготы не было чем-то особенным: некоторое время между XVI и
XVIII веками особенно чопорные владельцы книг закрашивали наготу
библейских персонажей, даже несмотря на то, что она была признана и
почиталась церковью.
И в наши дни не единичны случаи, когда искусство Ренессанса признаётся настолько чувственным и провокационным, что подвергается цензуре или даже уничтожается. На протяжении веков произведения искусства терялись или разрушались по многим причинам, но подозрительно часто это касалось именно изображений обнажённых людей. Яркий пример тому — картина «Леда и Лебедь» (Leda and the Swan) Леонардо да Винчи, одна из первых открыто показавших плотские отношения в искусстве.
Сегодня эта картина известна только по эскизам и копиям, есть версия,
что французский владелец намеренно уничтожил полотно. Другим
религиозным фанатиком уничтожен и оригинал картины Микеланджело,
изображающий Леду в процессе соития с принявшим форму Лебедя Зевсом,
причём уничтожен извращённо, о чем свидетельствуют современники. Даже
копия картины, которая находится в Национальной галерее в Лондоне, имеет
противоречивую историю: в XIX веке полотно висело в кабинете директора,
который считал картину слишком отвратительной, чтобы выставлять на
всеобщее обозрение.
В Национальной галерее до недавнего времени находилось ещё одно колоритное живописное произведение эпохи Ренессанса, подвергшееся такой же цензуре, как и Ева из Кембриджской рукописи. Речь о великолепном чувственном полотне «Аллегория с Венерой и Амуром» (An Allegory with Venus and Cupid, Bronzino), написанном Бронзино около 1545 года. В XIX веке неизвестный автор попытался придать картине «достойный» вид, прикрыв Венеру вуалью, а обнажённые ягодицы Амура ветвью мирта. В 1958 году реставраторы очистили картину, представив шедевр Бронзино во всей его красоте.
Почему так часто великое искусство подвергалось цензуре на протяжении
веков? В эпоху Ренессанса произошёл взрыв плотского в искусстве,
чопорная Европа вновь открыла для себя красоту человеческого тела, в том
числе, и через свободу древней греческой и римской мысли, что шло
вразрез с религиозными представлениями и священными войнами, не говоря
уже о более поздних лицемерных взглядах викторианской эпохи.
Религия восстала против сексуальной свободы искусства эпохи Возрождения. Когда была открыта Сикстинская капелла, «Страшный суд» (Last Judgment) Микеланджело обвинили в том, что он более пригоден для борделя, чем для личной церкви Папы.
Как только умер Микеланджело, тут же был нанят художник, прикрывший
наготу на фреске «приличными» драпировками. Многие из этих идиотских
покровов до сих пор там — Ватикан не позволяет современным реставраторам
удалить их. То же самое относится и к статуе Воскресшего Христа
Микеланджело в Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме, которая на протяжении
многих веков носит смешную набедренную повязку, добавленную после смерти
художника.
Все эти случаи на самом деле служат ещё одним доказательством силы великого искусства. Ренессанс всё ещё опасен, всё ещё будоражит умы и души, даже спустя столько лет. Спросите об этом у тех, кто и сегодня стремится надеть брюки на древние скульптуры.
И в наши дни не единичны случаи, когда искусство Ренессанса признаётся настолько чувственным и провокационным, что подвергается цензуре или даже уничтожается. На протяжении веков произведения искусства терялись или разрушались по многим причинам, но подозрительно часто это касалось именно изображений обнажённых людей. Яркий пример тому — картина «Леда и Лебедь» (Leda and the Swan) Леонардо да Винчи, одна из первых открыто показавших плотские отношения в искусстве.
В Национальной галерее до недавнего времени находилось ещё одно колоритное живописное произведение эпохи Ренессанса, подвергшееся такой же цензуре, как и Ева из Кембриджской рукописи. Речь о великолепном чувственном полотне «Аллегория с Венерой и Амуром» (An Allegory with Venus and Cupid, Bronzino), написанном Бронзино около 1545 года. В XIX веке неизвестный автор попытался придать картине «достойный» вид, прикрыв Венеру вуалью, а обнажённые ягодицы Амура ветвью мирта. В 1958 году реставраторы очистили картину, представив шедевр Бронзино во всей его красоте.
Религия восстала против сексуальной свободы искусства эпохи Возрождения. Когда была открыта Сикстинская капелла, «Страшный суд» (Last Judgment) Микеланджело обвинили в том, что он более пригоден для борделя, чем для личной церкви Папы.
Все эти случаи на самом деле служат ещё одним доказательством силы великого искусства. Ренессанс всё ещё опасен, всё ещё будоражит умы и души, даже спустя столько лет. Спросите об этом у тех, кто и сегодня стремится надеть брюки на древние скульптуры.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий