Коко Шанель и Игорь Стравинский.
Ни Коко Шанель, ни Игорь Стравинский никому не рассказывали о своей любовной страсти. Но никогда и не отрицали тесную связь своего творчества и знакомства друг с другом. Поэтому отношения знаменитой пары до сих пор покрыты призрачным флером нераскрытой тайны - возможно, самой загадочной и необычной из всех любовных историй ХХ века. Истории, которой официально не существовало…
Несостоявшееся знакомство
Коко Шанель, 1913 год. / Фото: uludagsozluk.com
Париж, 1913 год… В это время состоялось революционное, скандальное, шокирующее своим новаторством знакомство Франции с творчеством Стравинского. Центр европейской культуры принимал его концептуальный балет «Весна священная». Но утонченная французская публика не была готова воспринимать увиденное и услышанное. Экспрессивная история, сложные ритмы с переполненными диссонансами мелодиями вызвали только шум и свист. Людей, понимающих весь этот сумбур и странные танцевальные па артистов, в зале было немного. В беснующейся толпе поклонников классической музыки сидела Габриэль Шанель.
Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер. /Фото: open.az
Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер носила прозвище Коко. Его она получила, когда работала в кабаре певицей. Шанель с волнением наблюдала за происходящим и чувствовала притягательность музыки, которую другие воспринимали как какофонию. Она понимала, что подобная сила прячется и внутри нее. Но больше всего Коко интересовал человек, вызвавший такую бурю эмоций у французских эстетов. Она обладала уникальным чутьем на актуальную новизну, будучи такой же модернисткой, но в иной сфере.
Признанная модница, известная эстетка, успешный модельер. / Фото: lifehacker.ru
И никакое недовольство не могло от нее скрыть талант композитора, которого в будущем ожидал триумф. Не сейчас, а тогда, когда слушатель сможет дорасти до восприятия его произведений. Шанель сделала попытку встретиться с автором, но она оказалась неудачной. Композитор был настолько взволнован, что не имел ни сил, ни желания с кем-либо разговаривать. Он считал случившееся полным провалом и чувствовал себя уничтоженным. Двум харизматичным личностям не суждено было встретиться, и их пути на время разошлись. Настоящее знакомство состоялось гораздо позднее, через 7 лет.
«Время работать и время любить»
Игорь Стравинский (третий справа) и Коко Шанель (крайняя справа). / Фото: diletant.media
Коко приписывают фразу о том, что существует только 2 времени – время работать и время любить, на все другое времени не остается.Так можно охарактеризовать период ее близкого знакомства с Игорем Стравинским. Атмосфера Парижа 20-х годов прошлого века была насыщена русским стилем. Этому способствовали взаимоотношения с русской эмиграцией, балетные сезоны Дягилева, растущая популярность музыки Стравинского.
Композитор уже пользовался любовью публики, вкушал последствия славы и примерял титул "гения современности». А Шанель узнавали не только во Франции. В ее ателье работали модистками княгини из первой волны русских эмигрантов. Коко хорошо оплачивала труд, и они часто давали советы по стилю, манерам, образу жизни. И не без этой помощи ей удалось очень скоро стать эталоном вкуса, моды и стиля. Все это время Коко интересовалась жизнью композитора.
Коко Шанель: всегда очаровательна. / Фото: versiondaily.com
Став достаточно обеспеченной, она воспользовалась шансом пригласить его вместе с семьей (женой и 4 детьми) погостить на ее вилле в парижском предместье. Это было вполне в стиле Шанель – известная эстетка часто приглашала в гости знаменитостей. Среди них были Жан Кокто и Сальвадор Дали. Вот и Стравинские прожили на вилле 2 года. Казалось бы, сама жизнь создает условия для того, чтобы проскочила любовная искра между такими разными людьми.
Сухого, нервного Стравинского трудно назвать красавцем, но его талант и увлечение музыкальной революцией привлекали внимание женщин. В поисках новых образов он всегда творил прямо у рояля. Ослепительная, неподражаемая Коко никогда не рисовала свои модели на бумаге, она создавала их сразу на манекенщицах. И… с одержимостью искала новый, ни на что не похожий аромат. Их объединила страсть - тот рабочий инструмент, без которого немыслимо любое творчество.
Музыкальный гений Игорь Стравинский. / Фото: megalyrics.ru
Оба полностью погружались в работу, находились в постоянных поисках собственного стиля, отдавали силы на развитие своей деятельности. У этих двух людей не было ни одного шанса жить рядом и оставаться только друзьями. И эту странную, необычную, во многом неправильную связь не могло остановить даже наличие у Стравинского детей и больной туберкулезом жены Екатерины. Она вскоре все поняла, ведь эта страсть электризовала воздух в доме, наполняла пространство почти осязаемой субстанцией. Не нужно было много говорить, чтобы понять, что сплетенье рук и тел – это «судьбы сплетенье». Это переплетение обстоятельств, чувств, судеб дало небывалый толчок к свершению переворота в музыке и созданию легендарных духов. «Шанель №5» сама создательница окрестила «запахом женщины», а многочисленные поклонницы назвали «ароматом всех времен и народов».
Жизнь после любви
Игорь Стравинский за дирижёрским пультом./фото: diletant.media
И все же Игорь Стравинский не оставил семью, которая вскоре уехала в США. Шанель и тогда продолжала материально поддерживать своего русского друга. Но даже после смерти Екатерины композитор не связал судьбу с француженкой, женившись второй раз на своей старой знакомой – актрисе Вере Судейкиной. Коко так и не вышла замуж, хотя имела множество поклонников. Он ушел из жизни в Нью-Йорке, она – вскоре после него в Париже. У ее кровати находилась икона, подаренная композитором в 1920 году. Некоторые исследователи биографий обоих знаменитостей считают, что любовь Шанель и Стравинского не была взаимной. Якобы композитор страстно любил Коко и не скрывал этого ни от нее, ни от жены.
Жажда жизни - вот что главное!. / Фото: mygazeta.com
Но Габриэль не разделяла его страсти и испытывала лишь глубокое уважение и почтение. Ей же приписывают и фразу о том, что в жизни мужчины присутствует только одна женщина, все остальные – это бледные ее тени. В 2014 году в г. Монтре (Швейцария) появился памятник И. Стравинскому, выполненный российскими скульпторами. Они решили увековечить романтичную, невероятно красивую историю любви двух знаменитостей. На берегу Женевского озера композитор дирижирует вскинутой вверх правой рукой. Внимательно присмотревшись, можно заметить, как из складок одежды великого новатора взирает на озеро изящное лицо Коко.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/251016/31914/
Комментариев нет:
Отправить комментарий