Портрет до гроба: Фердинанд Ходлер писал возлюбленную до последнего дня ее жизни








Ходлер Ф. Портреты Валентин Годе-Дарель
На изображение агонии близких людей решались немногие живописцы. Один из них, Моне, винил себя за то, что поступил как художник, любуясь светом и оттенками лица уходящего дорогого человека. Похоже, что швейцарский художник Фердинанд Ходлер не разделял переживаний коллеги. Он увековечил угасание молодой возлюбленной, Валентин Годе-Дарель, умирающей от рака в расцвете лет.

Швейцарский художник был реалистом и мистиком одновременно. На его полотнах поза, жест, линии - многозначительны, фигуры – символичны. Ходлер изменчив. В позднем периоде его творчества изучение эмоций достигает особой высоты. Что заставляло его фиксировать постепенность и мучительность угасания человеческой жизни?

Фердинанд познал смерть с юных лет. Туберкулез забрал почти всю его семью, когда он был еще ребенком. Однако, как считают искусствоведы, его картины «оптимистичны», а любовь и жизнь – их основной пафос. Но смерть и жизнь идут рядом. Так, модель и возлюбленная Ходлера Валентин Годе-Дарель из серии картин о «веселящейся» женщине вошла в совершенно другой ряд.



Ходлер Ф. Великолепие линий (1908)
Француженка Валентин Годе-Дарель была намного младше Ходлера. Художница по фарфору и певица, в 1908 г. стала музой художника. Через несколько лет у них появилась дочь, Полетт, а Валентин узнала свой страшный диагноз.




Ходлер Ф. Портрет Валентин Годе-Дарель (1912)



Ходлер Ф.Портрет Валентин Годе-Дарель (1914)

В конце 1914 года Валентин понимает, что время ее сочтено. Фердинанд навещает ее каждый день и почти ежедневно делает зарисовки бывшей любовницы. Ее бледное лицо, запавшие глаза, открытый рот говорят о ее страданиях, распаде.



Ходлер Ф. Автопортрет (1914)
Однако в то же время, он пытается завязать отношения с Гертрудой Мюллер и отправляет ей автопортрет с розами и лукавым взглядом, который незамедлительно возвращен автору.



Ходлер Ф. Портрет Гертруды Мюллер (1911)

Гертруда была свободолюбивая и одаренная женщина. Ирония состоит в том, что именно она будет фотографировать последние часы жизни Ходлера, сыграв ту же роль, что когда-то художник в жизни Валентин.



Ходлер Ф. Портрет умирающей Валентин Годе-Дарель, 24 января 1915 г.

Ходлер создал 18 портретов умирающей Валентин. Глядя на эти картины, создается впечатление, что изучая и отображая последние мгновения жизни женщины, он на самом деле пишет не Валентин, а смерть, которая все ближе с каждым днем.



Портрет умершей Валентин Годе-Дарель, 26 января 1915 г

24 января 1915 году Валентин умерла. И этот момент был также художественно задокументирован. Ее посмертный портрет (cозданный 26 января, на следующий день после наступления смерти) сочетал черты реализма (даже онкологи, анализировавшие картины Ходлера, признавали «клиническую» точность деталей) и символизма (композиция из горизонтальных линий). Если в других работах пространство организовывалось вертикально (женские фигуры как будто застывают, устремляясь вверх), то здесь совершенно иной, контрастный, принцип, символизирующий смерть.




Ходлер Ф. Портрет Берт, жены (1894)
Фердинанд переживет Валентин всего на три года. Он умрет в возрасте 65 лет в 1918 году. А любимую им дочь Полетт удочерит и воспитает его жена, Берт – одна из первых моделей, на которой он женился в 1898 г.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/110217/33431/

Комментариев нет:

Отправить комментарий