Выдающийся пейзажист Исаак Левитан.
Исаак Ильич Левитан - один из выдающихся русских пейзажистов, открывший в конце 19 века для почитателей искусства простую красоту русской природы. За двадцать лет своего творческого пути художник оставил огромнейшее художественное наследие. Кто-то из современников назвал Исаака Левитана "удачливым неудачником". Великому художнику и в самом деле не слишком везло в личной жизни...
О происхождении Левитана ходят различные версии. По официальной - он родился в семье литовских евреев Эльяша и Баси Левитан, и датой рождения считается 18 августа 1860 года. Мальчик был вторым ребенком из четверых детей в семье.
Автопортрет. (1885). Автор:Исаак Левитан.
По второй версии, которая стала известна совсем недавно, Исаак был рожден в семье младшего брата Эльяша - Хацкеля и его жены Добры 3 октября 1860 года. И предположительно Исаак Левитан (Ицик Лейб) был взят из обнищавшей семьи Хацкеля на воспитание Левитанами в качестве "бедного родственника". Эта версия объясняет то, что всю жизнь Левитан "…никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании…».
Портрет И.И.Левитана. Рисунок с автографом Левитана. (1888). Автор: Алексей Степанов.
Но как бы там ни было, Эльяш (Илья) Левитан, желая улучшить материальное положение и дать своим детям достойное образование, в начале 1870-х перевез семью в Москву, где они по-прежнему оставались жить в крайней нищете. Однако, когда сыновья решили учиться живописи, отец не стал противиться. И Авель (Адольф) Левитан, а вслед за ним и 13-летний Исаак поступают в художественное училище. Их так и называли во множественном числе: «Левитаны». Да уж и очень похожи были братья между собой.
Бедственное положение семьи было таковым, что руководство училища временами выделяло братьям материальную помощь, а в 1876 году они были освобождены от платы за обучение «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».
А после смерти отца наступили худшие времена. В конце 1870-х их еврейская семья, как и все евреи, проживающие в столице, были выдворены из Москвы согласно указу императора Александра II после покушения на его жизнь. Левитаны поселились на съемной подмосковной даче в Салтыковке. В те трудные времена Авель и написал портрет брата, где тот изображен совсем юным.
Исаак Левитан. (1879). Автор: Авель (Адольф) Ильич Левитан.
А Исаак в то время запоями работал над пейзажами, не имея возможности показать кому-нибудь свои работы. Так как даже к железнодорожной станции не было в чем выйти: от ботинок осталась одна подошва, которую привязывал к ногам веревочками. Пиджак и брюки были изношены до дыр.
В училище Левитан был одним из талантливейших учеников. Его учителя Саврасов и Поленов прочили ему великое будущее пейзажиста. Но из-за многих причин, в том числе и национального фактора, Левитан был выпущен из училища в 1884 году со званием "неклассного художника", что давало право преподавать лишь чистописание.
"Талантливый еврейский мальчик, - писал К. Паустовский, - раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников".
Исаак Левитан. (1893). Автор: Валентин Серов.
А в 1891 году Исаак Ильич был принят в члены Товарищества передвижников. Его неповторимые пейзажи за неплохие деньги приобретались коллекционерами. А через семь лет Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавателем того самого училища, в котором был так низко аттестован. Материальное положение художника стабилизировалось, и в последние годы жизни он посетил Францию, Италию, Швейцарию.
Портрет И.И. Левитана. (1891). Автор: Василий Поленов
После 30 лет Левитан стал очень болезненным: нищенская студенческая жизнь впроголодь давала о себе знать. Многие из знакомых утверждали, что художник, будучи студентом, иногда жил на три копейки в день. А лишившись жилья и спасаясь от холода в зимние морозы, тайком ночевал в училище.
Дважды за свою жизнь художник переболел тифом. После второго раза получил обострение сердечной болезни, которая и стала причиной кончины художника, не дожившего и до сорока лет.
Кроме того, Левитан страдал меланхолией, депрессией, суицидальным состоянием: он дважды пытался свести счеты с жизнью. И все из-за несбывшейся любви, неудовлетворенности собой и личной неустроенности. Исаак Ильич дважды стрелялся. Но, к счастью, попытки оказались неудачными. "Меланхолия дошла у меня до того, что я стрелялся. Остался жив, но вот уже месяц, как доктор ездит ко мне промывать рану и ставить тампоны...",- писал он.
Автопортрет. (1890-е). Автор: Исаак Левитан.
Однако невзирая на все жизненные неурядицы, он имел большой успех у женщин. Его внешность была настолько притягательна, что не удивительно то, что с него написано множество портретов художниками современниками, в том числе Василием Поленовым, Валентином Серовым, а еще сокурсниками Николаем Чеховым, Алексеем Степановым.
«Левитан вообще отличался редкой красотой, — пишет биограф живописца Иван Евдокимов. — Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах.»
Женщины влюблялись в красавца художника и теряли головы, но не смотря это, личная жизнь бедного художника так и не сложилась. Хотя он был достаточно влюбчив, и иногда ради объекта своей страсти совершал безумные поступки.
Портрет И. И. Левитана. (1900-е). Автор: Валентин Серов.
(Этот графический портрет был написан Валентином Серовым через год после кончины великого пейзажиста.)
"Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи"
А вот простой русский пейзаж для художника был выше всякой любви: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собственники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное - суета сует...»
Март. (1895). Автор: Исаак Левитан.
Ученый-естествоиспытатель К.Тимирязев как-то сказал: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа». И был прав. Легкость стихотворений Пушкина и виртуозной кисти Левитана - это гениальное мастерство, доведенное до уникального совершенства.
У омута. (1892). Автор: Исаак Левитан.
Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были "ни люди, ни животные, ни даже птицы". Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его — слышалось». Что Левитан и воплощал в своих "пейзажах настроения"
Вечерний звон. (1892). Автор: Исаак Левитан.
Берёзовая роща. (1885—1889). Автор: Исаак Левитан.
Тихая обитель. (1890) Автор: Исаак Левитан.
Весна в Италии. (1890). Автор: Исаак Левитан.
Золотая осень. (1895). Автор: Исаак Левитан.
Автор: Исаак Левитан.
Аллея. Останкино. (1880-е). Автор: Исаак Левитан.
В лесу осенью. (1894). Автор: Исаак Левитан.
Солнечный день. Весна. (1876-1877). Автор: Исаак Левитан.
Осенний день. Сокольники. (1879). Автор: Исаак Левитан.
Полотно «Осенний день. Сокольники» - одна из самых знаковых работ в творчестве Исаака Левитана, благодаря которой он стал известен как живописец-пейзажист.
В 1879 году этот холст у студента Московского училища живописи и ваяния Левитана приобрел сам Павел Третьяков за 100 рублей. Для сравнения: десятью годами позже за картину «У омута» он выложил живописцу уже три тысячи.
Что примечательно, фигуру девушки в темной одежде написал Николай Чехов, художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича, с которым Левитан дружил со студенческих лет.
Надгробный памятник художнику И.И.Левитану.
По истечению двух лет после смерти художника брат Авель поставил на его могиле памятник. А весной 1941 года могила Левитана была перенесена на Новодевичье кладбище.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150917/35931/
Комментариев нет:
Отправить комментарий