МАНЧЕСТЕР. Манчестерская художественная галерея сняла с экспозиции работу Уотерхауса и попросила аудиторию высказать своё мнение.
На картине изображены обнажённые нимфы, заманивающие красивого молодого человека в смертельную ловушку. Но не слишком ли далеко зашла эротическая фантазия представителя викторианской эпохи? Не слишком ли она неуместна и даже оскорбительна для современного зрителя, особенно, если принять во внимание настроение общества?
Именно с этим вопросом обратилась к посетителям Манчестерская художественная галерея, убрав из зала одно из самых известных полотен, написанных художником-прерафаэлитом Джоном Уильямом Уотерхаусом, «Гилас и нимфы». Планируется также изъять из продажи в музейном магазине репродукции картины.Джон Уильям Уотерхаус – Гилас и нимфы
Полотно убрали, а вместо него повесили уведомление, в котором посетителей просят оставлять комментарии относительно того, как они «истолковывают экспонаты коллекции галереи». Люди откликнулись и оставили записки, прикрепив их к стене рядом с уведомлением.
— “Хорошая тема для обсуждения, но, пожалуйста, верните её на место. И проанализируйте контекст картины”.
— “Не рассуждайте с точки зрения бинарной гендерной системы!?! В самом деле. Прославляйте женщин”.
— “Почему бы не убрать “Одиссей и сирены” из галереи № 6? Та же концепция роковой женщины? Не тяжело было нести?”
Клэр Ганнауэй, куратор галереи, возглавляющая отдел современного искусства, пояснила, что это сделано с целью спровоцировать обсуждение, а не наложить цензуру. “Дело вовсе не в том, чтобы отвергнуть какие-то произведения искусства”, — говорит она.
Картина обычно находится в зале, который называется «В стремлении к красоте». Здесь представлены полотна конца XIX века, в избытке демонстрирующие женскую плоть.
Ганнауэй считает, что название зала далеко не самое удачное, так как на этих картинах женщина представлена как пассивная декоративная художественная форма или как роковая женщина. Кроме того, изображали женщин художники-мужчины.
“Я лично чувствую себя неловко в связи с тем, что мы не занялись этим раньше. Мы решали какие-то другие вопросы... никто не обращал внимания на это выставочное пространство и не думал в нужном направлении. Сейчас, после долгого бездействия, мы хотим сделать хотя бы что-нибудь”.
Ганнауэй говорит, что к такому решению их подтолкнула полемика, развернувшая вокруг #MeToo. (Популярный хештег, мгновенно распространившийся в социальных сетях в октябре 2017 года, подчёркивающий осуждение сексуального насилия и домогательств, получивший распространение в результате скандала и обвинений кинопродюсера Харви Вайнштейна).
Удаление картины из зала это уже художественный акт, достойный представления на выставке, что и было сделано на недавней сольной выставке Сони Бойс.
Среди присутствовавших при снятии картины посетителей был художник Майкл Браун. Он обеспокоен тем, что прошлое вычёркивается. “Я против замены одних произведений искусства другими, и мне не нравится, когда мне говорят: «Это неправильно, а это правильно». Пользуясь своим положением, они налагают вето на художественные произведения общественной коллекции. Кто знает, сколько дней, недель, месяцев полотно будет отсутствовать? Если никто не будет протестовать, картина, возможно, так и не вернётся на своё место”.
Браун высказал опасение, что исторические картины выбрасываются с целью продвижения работ современных художников. Другие посетители галереи также обеспокоены, мнения разношёрстные. Некоторые заявляют, что прецедент создаётся опасный. Другие поддерживают галерею, считая это «политически правильным».
— “Я знаю, что в подвальном помещении есть и другие картины, которые по тем же причинам тоже, вероятно, сочтут оскорбительными, и им не суждено увидеть дневной свет”.
— “Мы думаем, что она вернётся, и смеем надеяться, её будут представлять в совершенно другом контексте. Мы имеем в виду не только одну картину, но и весь контекст галереи”.
«Леди из Шалот» Уотерхауса – в числе самых продаваемых открыток в лондонской галерее Тейт, но некоторые работы художника вызывают чувство неловкости. Его даже обвиняют чуть ли не в порнографии. Вальдемар Янушчак, арт-критик, однажды написал о картине Уотерхауса, повествующей о смерти Святой Евлалии (ей было 12 лет): “Я был в замешательстве и не знал, что делать: рассмеяться, заплакать или позвонить в полицию”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий