Как будущий святой пытался приворожить будущую святую: любовная магия в раннем христианстве и Средние Века. Фрагмент картины Эвелин де Морган.
Если заговоры от лихоманки, или гадания по полету птиц — дела давно минувших дней, то любовная магия популярная до сих пор. Стоит набрать в любом поисковике слова «приворожить любимого», как к вашим услугам будет немалый список сайтов, предлагающих услуги профессиональных ведьм и чародеев, или тексты заговоров и описания магических ритуалов для тех, кто предпочитает колдовать самостоятельно. Некоторые колдуны даже делают приписку: гарантированно, без греха.
Колдуны лгут: церковь относится к любой ворожбе отрицательно. Но принять безответную любовь, смириться с тем, что твое чувство невзаимно, способен не каждый. Поэтому тема любовной магии, стремления зажечь чувство в предмете своей страсти, будоражит умы, то и дело появляясь на страницах книг или на экранах. В одной из историй даже замешаны христианские святые.
Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и неудавшееся колдовство
Киприан жил в Антиохии. Это был образованный человек, жрец и философ. Исторических сведений о нем не сохранилось, зато легенд было множество: р Киприане повествуют и «Золотая легенда», и «Четьи-Минеи». Сохранились и греческие источники: три книги «Обращение Киприана», «Покаяние, или Исповедь Киприана» и «Мученичество Киприана и Иустины».
Икона с Киприаном и Иустиной.
Легенда гласит, что, когда Киприану исполнилось семь лет, родители отдали его в обучение в храм Аполлона. Потом он много странствовал, дошел даже до Индии, обучался у магов и звездочетов. Ему приписывали способность насылать бури, вызывать мор и неурожаи, призывать мертвых. «Четьи-Минеи» сообщают, что он «многих погубил отравами и чародейством, а юношей и девиц заклал в жертву бесам». Что сомнительно: человеческих жертвоприношений к тому времени в римском мире давно не было, да и отравители не пользовались большим уважением, хотя, конечно, водились.
Однажды к Киприану обратился юноша. Звали его Аглаид, он был красив, богат и несчастно влюблен. Юноша посватался к девушке по имени Иустина и получил отказ. Дело в том, что Иустина вообще не собиралась замуж. Она была христианкой и решила посвятить свою жизнь только служению Богу. Причем, ей удалось убедить в своей правоте даже родителей — они приняли выбор дочери, а потом и крестились за ней вслед.
Иустина сделала выбор, с которым не смог смириться влюблённый в неё юноша.
Все это Иустина спокойно и доброжелательно объяснила незадачливому жениху, но он не унимался. Услышав твердое «нет» Аглаид решил добиться своего любыми средствами и попросил мага приворожить несговорчивую девушку. Тот охотно взялся за дело: любовный приворот Киприан считал сущим пустяком.
Киприан насылал на Иустину разные наваждения, кропил ее дом волшебным зельем, подсылал бесов в образе симпатичных женщин, которые уговаривали ее выйти замуж: если все пойдут Богу служить, рожать будет некому, так и вымрем! Иустина довольно легко распознавала манипуляции, колдовство на нее не действовало, а от наважденй она спасалась молитвой. Борьба была захватывающей: однажды Киприан настолько разозлился, что наслал болезнь на целый город и перепуганные горожане осадили дом Иустины требуя, чтоб она не злила больше могущественного жреца и выходила, как все, замуж. Иустина и тогда не поддалась на провокации, помолилась — и болезнь отступила.
Когда Киприану стало интересно, что противостоит его магии, Иустина обратила его в христианство.
В конце концов Киприан сдался. Он заинтересовался: что же дает Иустине такую силу? Кончилось тем, что он сам обратился в христианство, да так, что дослужился до епископа. Колдовские книги он сжег (что не помешало потомкам приписать ему сочинение ходящих по рукам магических книг).
Иустина же стала игуменьей женского монастыря. Впоследствие и бывший волхв и та, которая его обратила, были замучены во время очередного гонения на христиан. Они причислены к лику святых и им принято молиться «о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом».
Смысл этой истории, в общем-то, в том, что приворожить против воли невозможно. Позиция церкви была именно такова: бес не может быть сильнее Бога, колдовство не может быть сильнее молитвы. Следовательно, приворот невозможен, если сам привороженный не хочет ему поддаться.
Киприану и Иустине молятся за вразумление тех, кто увлёкся магией.
Привороты простых смертных
Проповедники могли до хрипоты доказывать пастве, что привороты — это всего лишь суеверие, но желание обыграть судьбу и добиться желаемого было сильнее. Во всем мире ходили — и продолжают ходить рецепты «проверенных» средств для достижения близости с любимым. Многие из них очень стары, некоторые (прокалывание фигурок булавками) были популярны еще в античные времена.
До поры до времени колдунов осуждали, только если их манипуляции нанесли реальный вред людям…
Правда, под реальным вредом могли понимать тот же любовный приворот: франкская королева Фредегонда именно это вменяла в вину неугодным людям, например, возлюбленной пасынка. В то же время ее саму обвиняли в любовных чарах, что неудивительно: в королевы она выбилась из наложниц.
В любой непонятной ситуации женщину подозревали в колдовстве. Картина Николая Бессонова *Приворотное зелье*.
Верили в колдовство и кельты, по их представлениям, любовной магией лучше владели женщины. Так в валлийском сказании «Килух и Олвен» мачеха, в наказание за то, что герой отказывается жениться на ее родной дочери, предрекает ему, что он не женится вообще ни на ком, кроме Олвен, дочери Исбаддадена, Повелителя Великанов. Стоило ей произнести эти слова, как «юноша залился краской, и внезапно любовь к этой деве проникла во все его члены». Правда, благодаря родству с королем Артуром, герой добился своего и все кончилось более-менее хорошо (если не считать того, что ему пришлось убить тестя).
Более известный сюжет, связанный с любовным приворотом — история Тристана и Изольды. Напиток, который они случайно выпили, готовила тоже женщина — мать Изольды, а по более ранним легендам — сама Изольда. Вера в силу чудесного напитка была настолько сильна, что влюбленным прощалась измена как вассальным, так и брачным клятвам: они ничего не могли поделать.
Тристан и Изольда. Картина Герберта Джеймса Дрейпера.
Легендарный напиток был так хорош, что герои перепутали его с вином, но в реальности приворотные зелья чаще всего были весьма неаппетитны. В их состав нередко входили телесные жидкости — и хорошо, если только пот. Использовались дождевые черви, улитки, части тел мертвых животных. Не пренебрегали и растениями — в разных местностях верным средством для привлечения любви могли считать лук-порей, бархатцы, розы.
Кроме волшебных зелий применяли заговоры и ритуалы. Любовная магия в этом мало отличалась от магии вообще. Некоторые приемы, вроде протыкания булавками изображения человека, применялись и для привораживания, и для наведения порчи. Так чародейка Маринка в одном из вариантов былины о Добрыне «вынимает след» богатыря (то есть, землю, на которой остался его след) и бросает ее в огонь. Но похожим способом действовали те, кто хотел не влюбить в себя жертву, а погубить ее.
За приворотным зельем. Картина Михаила Нестерова.
Некоторые ритуалы поражают своей жестокостью к невинным тварям. Так английские девушки для привлечения молодого человека убивали лягушку, вытаскивали из нее косточку в виде вилочки и цепляли этой вилочкой за одежду предмет своей страсти. Похожее колдовство существовало и на Руси, только лягушек бросали в муравейники и извлекали косточку из обглоданного начисто скелета.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250718/39813/
Комментариев нет:
Отправить комментарий