Таинственное кладбище-музей Кампосанто: Какие шедевры хранятся рядом с Пизанской башней



О тех временах, когда на площади Пьяцца деи Мираколи (она же – Площадь чудес) были сконцентрированы мощь, богатство и помпезность Пизы, туристам напоминают собор, баптистерия и знаменитая башня. Но немногие знают, что четвертой и самой последней грандиозной постройкой того времени стало величественное и претенциозное кладбище Кампосанто (Кампо-Санто). Впрочем, назвать его просто кладбищем, пожалуй, будет неправильно. Скорее, это уникальный и таинственный музей. Недаром это место зовется Четвертым чудом Пизы.




Сюда непременно стоит зайти туристу. /Фото:expertitaly.ru

Знаменитое кладбище, хранящее память о расцвете Пизанской морской республики, представляет собой широкий коридор-прямоугольник, по периметру которого идут галереи с изящными окнами и узкими колоннами. Вдоль стен галерей можно увидеть древнеримские саркофаги, которых здесь несколько десятков. А на самих стенах – множество старинных фресок с захватывающими сюжетами, которые можно разглядывать часами.




Эту достопримечательность называют Четвертым чудом Пизы наравне со знаменитой башней. /Фото:putevye-istorii.ru




Скульптуры знаменитого кладбища.


Кладбище возникло спонтанноИнтересно, что кладбище появилось здесь почти случайно: после завершения строительства Пизанского кафедрального собора на внутренней территории и вокруг него осталось свободное пространство, которое постепенно стали заполнять надгробными памятниками и саркофагами именитых жителей Пизы. В итоге место само собой превратилось в кладбище, и здешнему архиепископу Фредерико Висконти ничего не оставалось как официально выделить территорию на северной стороне Соборной площади под захоронения.




Кладбище. Вид сверху. /Фото:wordpress.com




Кладбище-музей буквально напичкано шедеврами-экспонатами. /Фото:liveinternet.ru

Интересно, что архитектор Джованни ди Симоне, которому в 1277 году было поручено руководить постройкой кладбища-мемориала, не дожил до завершения работ: семь лет спустя он скончался, и это совпало с упадком Пизы, разгромленной войсками Генуи. В связи с этими двумя событиями работы над кладбищем были остановлены почти на двести лет, и достроили его только во второй половине XV столетия.




Арочные проемы галерей с узкими колоннами. /Фото:expertitaly.ru

Кстати, при строительстве кладбища сюда была привезена священная земля с Голгофы. Часть ее была рассеяна по территории, а еще часть до сих пор хранится в специальной капсуле. Видимо, именно поэтому Кампосанто называют «святое поле».




Табернакль над входом, выполненный Джованни Пизано. В глубине расположены скульптуры святых и Девы Марии с младенцем Иисусом, на коленях перед которым стоит донатор.


Известные личностиВо времена расцвета Пизы здесь хоронили самых известных жителей, а когда город попал под власть флорентийцев, здесь нашли упокоение члены семьи Медичи, а впоследствии и известные ученые и другие выдающиеся люди. Например, здесь покоятся останки математика Леонардо Фибоначчи, физиков Карло Маттеуччи и Оттавиано Фабрицио Моссотти.




Один из саркофагов. /Фото:milla-nepal.livejournal.com




Каждый саркофаг представляет собой произведение искусства. /Фото:putevye-istorii.ru

С давних пор в Пизе существовала легенда о том, что благодаря чудодейственным свойствам земли «святого поля», погребенные здесь тела превращались в скелеты за 24 часа.




По некоторым надгробным плитам разрешается ходить, что кажется странным. /Фото:putevye-istorii.ru

Граждан рангом пониже хоронили под каменными плитами, причем для их захоронения иногда тоже брали римские саркофаги, только уже использованные ранее (предварительно очищенные от предыдущих останков).




Говорят, что все, кто здесь был захоронен,превратились в скелеты за 24 часа. /Фото:putevye-istorii.ru




Памятник математику Леонардо Фибоначчи. /Фото:milla-nepal.livejournal.com


Страшный пожарВ июле 1944 года кладбище пострадало от сильнейшего пожара. Во время авианалета одна из бомб (по другим данным – артиллерийский снаряд) упала на территорию Пьяцца деи Мираколи, пробив деревянные перекрытия кладбища Кампосанто. Пожар тушили несколько дней, а когда он был остановлен, перед сотрудниками открылась плачевная картина: оказалось, что почти все настенные фрески, выполненные Беноццо Гаццоли и другими талантливыми мастерами, осыпались. На то, чтобы собрать все кусочки и, словно пазл, восстановить картины, потребовался не один год.




Кладбище очень сильно пострадало от обстрелов, бомбардировок и пожара. /Фото:lesflaneursmagazine.it

Кстати, восстановить сюжеты фресок помогли синопии – первоначальные рисунки. Дело в том, что изготовление фресок галерей происходило так: мастера предварительно делали графические изображения на поверхности, и уже по ним либо сам художник, либо его подмастерья рисовали настенные шедевры. После пожара эти синопии реставраторы аккуратно сняли со стен и перенесли в мастерскую. Кстати, теперь на территории Пьяцца деи Мираколи есть еще и Музей синопий, в котором можно посмотреть первоначальные настенные рисунки художников эпохи Проторенессанса.




Фрески восстанавливали по сохранившимся синопиям. /Фото:barnum-review.com




Некоторые фрески до сих пор восстанавливают реставраторы. /Фото:putevye-istorii.ru


Самые известные фрескиВ Кампосанто расположен один из самых крупных фресковых циклов Средневековья. Практически все сюжеты посвящены ключевой теме жизни и смерти – рая и ада, а также ключевым библейским событиям – например, Вознесению, или истории про Неверие Фомы.




Фрагмент фрески. /Фото:putevye-istorii.ru

Над фресками трудилось множество талантливых мастеров, в том числе, Антонио Венециано, Андреа Бонаюти, Пьетро ди Пучо, а заканчивал их флорентийский мастер Беноццо Гоццоли.




Фреска «Страшный суд»./Фото:putevye-istorii.ru

Самые известные из фресковых произведений кладбища – «Триумф смерти» и «Страшный суд», на которых очень красноречиво показаны мучения грешников и бренность жизни. Например, в одной из сцен представители знати, выехавшие на охоту, видят на своем пути три гроба с покойниками. Изображенный на фреске старик-отшельник указывает всадникам и их свите на усопших, как бы намекая на то, что ничто не вечно – ни богатство, ни увеселения, ни молодость.




Фрагмент фрески. /Фото:barnum-review.com

Или другой мотив: дамы и кавалеры безмятежно любуются красотами райского сада, а над ними ангелы сражаются за человеческие души.




Фрагмент фрески. /Фото:barnum-review.com




Фрагмент фрески. /Фото:putevye-istorii.ru


Как кладбище стало музеемВ начале XIX века Наполеон Бонапарт подписал официальное распоряжение о закрытии многих церквей в Италии, а находившиеся в них многочисленные произведения искусства и христианские реликвии он велел доставить во Францию. В то время куратором пизанского кладбища был известный итальянский живописец Карло Лазинио, преподаватель искусства гравюры Флорентийской академии и основатель Академии в Пизе. Чтобы не допустить утрату национальных художественных ценностей, Лазинио распорядился в срочном порядке доставить скульптуры и картины из окрестных церквей в Кампосанто, а те надгробия и саркофаги, что стояли во внутреннем дворе кладбища, перенести в галереи.




Чем не музей скульптур! (фрагмент памятника физику О.Ф. Моссотти). /Фото:milla-nepal.livejournal.com

Таким образом пизанское кладбище стало по сути настоящим художественным музеем, заполненным шедеврами итальянских мастеров. Экспонаты тут повсюду – начиная от плит на мраморном полу и заканчивая величественными шедевральными скульптурами.




Шедевры кладбища. /Фото:putevye-istorii.ru




Шедевры кладбища./Фото:milla-nepal.livejournal.com

Кстати, Карло Лазинио потомки обязаны еще и сохранением гравюр: в 1812 году (опять же опасаясь, что ценнейшие произведения искусства будут утрачены в связи с военными действиями), он начал работу над книгой гравюр, посвященной фрескам Кампосанто. Более века спустя эстампы Лазинио также помогли восстановить фрески, испорченные в результате пожара во время Второй Мировой войны.




В наши дни Кампосанто приобретает все большую популярность. /Фото:liveinternet.ru
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180319/42558/

Комментариев нет:

Отправить комментарий