Тайны автопортретов известных художников: Отражение в зеркале, портрет-бекон и другие странности



Автопортрет в большинстве случаев - инструмент самолюбования, попытка оставить свой образ в вечности. Но если за дело берется гений, его изображение на холсте может превратиться в настоящий шедевр, который не только увековечивает облик мастера, но и озадачивает, удивляет, завораживает зрителя. Некоторые из таких автопортретов на протяжении столетий выбиваются из привычного представления об этом жанре, при этом не теряя ни своих поклонников, ни внимания исследователей.



1. Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини»
Именно с Возрождения начинается развитие жанра автопортрета - интерес к человеку, к личности естественным образом породил и внимание художника к собственному образу. Но автопортреты в своем традиционном, академичном виде появились далеко не сразу. Поначалу мастера, желающие изобразить себя на картине, либо вписывали свою фигуру в композицию в роли одного из второстепенных персонажей, либо становились «сами себе натурщиками» и главными действующими лицами своих произведений.




Ян ван Эйк. "Портрет четы Арнольфини"

«Портрет четы Арнольфини», написанный в 1434 году, во многих отношениях был первым – для картины, например, была использована новая технология получения красок, здесь впервые указана подпись художника – ранее оставлять свое имя на полотне было не принято. Картина содержит множество загадок, столетиями порождая споры среди искусствоведов, а главное – в ней очень сильно ощущается присутствие художника – то ли зримое, то ли нет. Зеркало, расположенное за спиной купца Арнольфини и его супруги, отражает не только фигуры их самих, но и двух других, скрытых от зрителя персонажей. Одним из них, возможно, и является Ян ван Эйк, о чем косвенно свидетельствует подпись на картине «Ян ван Эйк здесь был».




Фрагмент картины - зеркало, где отражаются фигуры хозяев и двух наблюдателей

По другой версии, художник изобразил на картине не семейство Арнольфини, а себя и свою жену Маргариту – в подтверждение такой версии приводят портретное сходство фигур с четой ван Эйк.


2. Франческо Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале»
Эпоха Возрождения дала истории искусства произведения живописи, написанные в разных стилях – художники Италии создавали собственные традиции, предлагая зрителям порой странные, но все же великие произведения искусства. Пармиджанино, в переводе с итальянского – «житель Пармы», экспериментировал с пропорциями, часто усложнял и искажал композицию произведения, нарушая законы перспективы. Считается, что он увлекался магией.




Ф. Пармиджанино. "Автопортрет в выпуклом зеркале"

Автопортрет был написан совсем юным, двадцатилетним художником, на деревянной полусфере. Пармиджанино преподнес его в числе прочих своих работ папе Римскому Клименту VII, сумев привлечь внимание ценителей к таланту, проявленному в настолько раннем возрасте. Неестественно большая рука – необычный способ изображения человеческой фигуры, но для художника он типичен – нечто похожее можно встретить и в других его работах, например, на картине «Мадонна с длинной шеей».


3. Микеланджело, фреска «Страшный суд»
Фреска, которую мастер писал с 1537 по 1541 годы, является частью алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане. К моменту работы над «Страшным судом» Микеланджело испытывал разочарование в философии Возрождения, что отразилось в его произведении. Церковь обвиняла художника в том, что обнаженные тела фрески имеют непристойный вид, а потому изображенное на фреске может считаться ересью. Ответом Микеланджело, направленным папе, было – «удалить наготу легко, пусть он мир приведет в пристойный вид». Тем не менее в изображения фигур были внесены некоторые изменения.




Фреска "Страшный суд

На одном из фрагментов фрески показан святой Варфоломей, который держит в одной руке нож, а в другой – снятую с грешника кожу. В жутковатых на вид складках этой кожи и виден предполагаемый автопортрет Микеланджело – возможно, как символ того, что эта работа была мастеру в тягость.




Фрагмент фрески со святым Варфоломеем


4. Караваджо, «Давид с головой Голиафа»
Караваджо - художник, отличавшийся сложной натурой и непростой судьбой, но признанный еще при жизни гений Возрождения. Склонный к эпатажу, бросающий вызов академизму, он стал новатором в итальянском искусстве и оказал огромное влияние на своих современников и последующие поколения живописцев.




Караваджо. "Давид с головой Голиафа"

На картине «Давид с головой Голиафа», где показан результат битвы библейского героя с великаном, автопортретом является отсеченная голова побежденного. Дописанная в 1610 году, эта работа сопровождала Караваджо в его скитаниях – проведя годы жизни в изгнании, он неоднократно подправлял и корректировал свое произведение. По одной из версий, в образе Давида художник изобразил самого себя в юности.


5. Рембрандт, «Блудный сын в таверне»
Рембрандт был любителем как сюжета о блудном сыне, так и жанра автопортрета – за свою жизнь он создал несколько десятков своих изображений, внимательно изучая и отображая возрастные изменения своей внешности.
«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») - картина, написанная в 1635 году и запечатлевшая Рембрандта вместе с женой в счастливую пору его жизни. Вероятно, композиция произведения содержала и другие персонажи, но художник, желая сосредоточить внимание зрителя на главном, попросту обрезал часть холста. Возможно, сюжет беззаботного наслаждения, за которое потом настанет неминуемая расплата, казался Рембрандту в момент написания картины наиболее подходящим к его собственной жизни.




Рембрандт. "Блудный сын в таверне"


6. Диего Веласкес «Менины»
«Менины» на протяжении веков считаются картиной-загадкой – слишком много вопросов остаются без ответа. Сложная композиция произведения вовлекает зрителя в происходящее, заставляя искать закономерности и связи в отдельных группах персонажей, проходить через двери и оглядываться на персонажей. Обычно считается, что картина представляет собой то, что видит королевская пара, позирующая художнику и отражающаяся в зеркале за его спиной.




Д. Веласкес. "Менины"

Картина была написана в 1656 году, а крест Святого Иакова ордена Сантьяго на груди Веласкеса, был получен художником только спустя три года. Изображение этого креста отсутствовало в первоначальном варианте картины, он был написан уже после смерти художника по приказу короля Филиппа.




Фрагмент картины - автопортрет Веласкеса


7. Уильям Хогарт, «Автопортрет с собакой»
Уильям Хогарт – один из самых выдающихся представителей английской школы живописи. Он развивал в своих работах идеи Просвещения, видел свою задачу в воспитании нравственности человека посредством искусства и творчества.




У. Хогарт. "Автопортрет с собакой"

На картине, созданной в 1745 году, художник изобразил себя в модном тогда стиле «портрета в портрете». Фигура собачки на холсте оказалась не случайно – Хогарт, не имевший детей, очень любил животных. Он запечатлел своего питомца по имени Трамп, сидящего перед портретом художника в овальной раме. Стопка книг, служащая опорой для «картины», подобрана не случайно – Шекспир, Свифт, Мильтон были для Хогарта и главными писателями, и основными ориентирами в литературе и философии.


8. Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Над полотном художник работал шесть лет, начиная с 1827 года, когда он посетил раскопки древнего города, уничтоженного извержением вулкана Везувий в I веке. Законченная картина стала большим событием культурной жизни Рима, где она выставлялась для публики, а затем – Парижского салона 1834 года, получив большую золотую медаль выставки. Позже это произведение было отправлено в Россию.




К. Брюллов. "Последний день Помпеи"

Свой автопортрет Брюллов поместил среди группы людей на ступенях гробницы – он изображен с поднятой головой, смело и трагически встречает неизбежное. Рядом изображены инструменты художника – которые он не оставляет даже перед лицом неминуемой гибели.




Фрагмент картины с автопортретом Брюллова


9. Сальвадор Дали «Мягкий автопортрет с жареным беконом»
Сам художник определял себя как «живущего, чтобы позировать», а потому наличие автопортретов среди его наследия кажется явлением закономерным. Как, впрочем, и нестандартный подход к изображению собственного лица – его черты «плывут» под собственной тяжестью, напоминая картину Дали «Постоянство времени». Закрученные усы-антенны позволяют легко установить личность персонажа на портрете. Картина полна иронии – ее передают и подпорки-костыли, за счет которых «держится лицо», и бекон, отсылающий к органической сущности всего живого.




С. Дали. "Мягкий автопортрет с жареным беконом"

Этот автопортрет был, возможно, самым необычным, но далеко не единственным в творчестве Дали. Один из самых ранних – «Автопортрет с рафаэлевской шеей» - был написан на двадцать лет раньше, в 1921 году, перекликаясь с похожим произведением работы Рафаэля.




Автопортрет Дали (1921) и послуживший источником вдохновения автопортрет Рафаэля


10. Фрида Кало, «Две Фриды»
Латиноамериканская художница прославилась главным образом благодаря автопортретам – их за все время творческой жизни она создала около семидесяти. На картине «Две Фриды» художница изобразила свои сущности в виде женщин, держащихся за руки. Одна из них одета в свадебное викторианское платье, другая – в национальную мексиканскую одежду. Считается, что таким образом художница переживала развод с Диего Риверой, который любил лишь одну из этих двух ипостасей художницы.
«Две Фриды» - это еще и своеобразная исповедь художницы о ее одиночестве, о единственном способе найти утешение – обращаясь к самой себе.




Ф. Кало. "Две Фриды"
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170319/42548/

Комментариев нет:

Отправить комментарий