Когда люди в спешке идут по улицам центра Москвы, мало кто замечает мелкие детали на старинных домах. Более того, даже крупные и заметные, казалось бы, архитектурные элементы ускользают от нашего внимания. А между тем, с десятков московских домов смотрят нас удивительные маски, у каждой из которых – свои черты и своем выражение каменного лица…
Богиня на доме по адресу: ул. Чаплыгина, 1а. Архитектор Г. Гельрих, 1911 год.
Маскароны – выпуклые лепные фигуры в виде человеческих (чаще всего, женских), а также звериных либо мифических лиц и масок – в дореволюционные времена довольно часто помещали на дома в качестве архитектурных украшений. Их до сих пор можно увидеть на некоторых зданиях в верхней части облицовки окон, дверей, под балконами и много где еще.
Здание на Проспекте мира, 19. Архитектор Н. Матвеев
Старопосадский переулок, 8 (1878 г.), архитектор К. Терской
Космодомиановская улица, дом 4/22
Первые маскароны стали появляться в России в петровские времена. Например, лепные головки ангелов можно было встретить в конце XVII века на стенах нескольких московских храмов, затем в моду вошли изображения львиных морд (иногда – с человеческими чертами) и, наконец, нежных женских головок.
Девушка с сохранившейся части ограды Московского императорского воспитательного дома (вторая половина XVIII века).
Особенно часто лепили такие маски на московских домах именно в XVII и ХVIII веках, но на рубеже прошлого и позапрошлого столетий они тоже встречались. Маскароны в Москве пережили разные стили: барокко, классицизм, ампир. Даже тогда, когда вначале XX века в моду уверенно вошел модерн, маскаронам снова нашлось место – например, их можно было увидеть на особняках, выстроенных по проекту талантливого архитектора Федора Шехтеля.
Здание в Старопаниском переулке, 5. Архитектор Ф. Шехтель (1899 -1990 гг.).
Улица Мясницкая, дом 18. Доходный дом купца М.И. Мишина, 1903 г. Архитектор И.Барютин
Малый Каретный переулок, дом 4. Собственный дом архитектора В. Хоботова
Архитектурная мода в Москве менялась, но украшать свои здания лицами-масками богатые горожане не переставали, и только в советские годы увлечение маскаронами у заказчиков и самих зодчих по понятным причинам (борьба с архитектурными излишествами) пошло на спад.
До революции же владельцы будущих зданий заказывали художникам и архитекторам такие «маски» из желания показать свою важность, социальную значимость, материальный достаток, удивить публику, и иногда это шло даже в ущерб изяществу и красоте зданий.
Улица Спиридоновка, дом 21 (1898 г.). Архитектор А. Эрихсон
Впрочем, были среди таких дореволюционных архитектурных произведений и очень интересные, выполненные с тонким вкусом. Ну а в наше время, пожалуй, любой такой маскарон – уникальный «экспонат».
Рюмин переулок. Архитекторы Галецкий и Воейков (1904 г).
Смотришь на такую маску, пытаешься разгадать ее настроение, которое хотел передать автор, и начинает казаться, что у дома есть душа. А, может, так оно и есть?
Большой Черкасский переулок, дом 9 (1901 г.), архитектор А. Мейснер
Улица Остоженка, 24
В Москве маскароны можно чаще всего обнаружить в центре города. Большая часть этих работ – дореволюционные, и это придает каменным лицам и самим зданиям особую таинственность.
Улица Сергия Радонежского, дом 7
Текст: Анна Белова
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060419/42720/
Комментариев нет:
Отправить комментарий