Может показаться, что наследие Леонардо да Винчи насчитывает множество картин – слишком много и слишком часто упоминается в современном мире этот художник, умерший пятьсот лет тому назад. На самом же деле известно всего полтора десятка картин да Винчи и еще несколько работ, чья принадлежность кисти Леонардо только предполагается. А потому любая утрата произведения великого художника, равно как и внезапное обнаружение ранее неизвестных, становится событием сенсационным, влияющим на саму историю изобразительного искусства. Тем более, что каждый такой эпизод напоминает детективный сюжет, где фигурируют и жертвы, и преступники, и раскрывающий тайну герой, а главное – бесценный шедевр Леонардо.
Как в конце XX века обнаружился еще один шедевр эпохи Возрождения
Рисунок, изображающий молодую девушку, был выставлен на торги аукционного дома «Кристис» в 1998 году
Однажды в 1998 году на аукцион "Кристис" в Лондоне выставили рисунок. На листе пергамента размером примерно с лист А4 чернилами и цветным мелом была нарисована в профиль молодая девушка. В качестве продавца рисунка выступала вдова реставратора из Швейцарии по имени Жанна Маршиг. Позже стало известно, что это произведение находилось в собственности ее мужа на момент их свадьбы, в 1955 году. Более ранняя история рисунка неизвестна. Эксперты "Кристис" определили произведение как работу немецкого мастера начала XIX века, работавшего в стиле назарейцев – художников, которые повторяли в своем творчестве традиции Возрождения.
Питер Сильверман
Портрет был продан Нью-Йоркской художественной галерее за 21 850 долларов. Однако позже рисунок выкупил коллекционер Питер Сильверман, заплатив за него уже 19 000 долларов. По его словам, изображение молодой девушки еще на аукционе запало ему в душу, и после покупки он стал предпринимать попытки выяснить происхождение портрета. Для установления имени художника Сильверман обратился к нескольким экспертам, которые после тщательного изучения рисунка, в том числе с использованием радиоуглеродного метода и современных информационных технологий, предположили, что автором его был ни кто иной, как сам Леонардо да Винчи.
Исследование рисунка проводилось с использованием новейших технологий
В качестве аргументов выдвигалось, во-первых, то, что рисунок был явно создан левой рукой – об этом говорили особенности штриховки; время создания пергамента и красок было определено как вторая половина XV века – начало XVII века. Во всяком случае, речь уже явно не шла о "немецком мастере XIX столетия", а единственным левшой Возрождения, чье имя приходило на ум экспертам, был великий Леонардо. На его авторство указывали и другие признаки – следы исправлений и тонкая прорисовка деталей – что было свойственно флорентийскому художнику.
Помимо этого, в углу рисунка был явно виден след от пальца – и искусствоведы признали сходство между этим отпечатком и тем, что Леонардо оставил на «Святом Иерониме» в Ватикане. Установив все эти обстоятельства, в пользу принадлежности портрета руке Леонардо высказались и профессор Кристина Геддо из Флоренции, и Николас Тернер, глава отдела гравюр и рисунков Британского музея, и Карло Педретти, директор Центра исследований наследия Леонардо да Винчи. Мартин Кемп из Оксфорского университета, который поначалу скептически отнесся к находке, позже издал книгу с подробной аргументацией версии, что найден очередной из портретов, написанных да Винчи.
Мартин Кемп
Кто изображен на портрете?
Именно с легкой руки Кемпа девушка на портрете получила имя «принцессы Леонардо». Само собой разумеется, что внимание исследователей сразу было обращено к личности девушки, которую изобразил художник.
Кого изобразил на рисунке Леонардо?
Версия появилась достаточно быстро. Дело в том, что пергамент с левой стороны сохранил надрезы и отверстия, которые наводили на мысль, что рисунок был когда-то частью книги. Оставалось только найти ее. Книга с недостающей страницей отыскалась в Варшаве – там в Национальной библиотеке Польши хранилась одна из «Сфорциад» - печатных изданий, содержащих панегирики в адрес Франческо I, основателя миланской ветви Сфорца. Книга состояла из листов пергамента точно такого же размера, что и рисунок, а кроме того, в ней явно недоставало одной страницы, сразу после которой упоминалось о свадьбе Бьянки Сфорца и Галеаццо Сансеверино.
Одна из страниц «Сфорциады»
Так была установлена личность девушки на портрете: ею оказалась именно эта внебрачная дочь миланского герцога Лодовико Сфорца, впоследствии узаконенная. Леонардо написал портрет перед ее свадьбой в 1496 году, после которой Бьянка прожила совсем недолго, скончавшись не то от внематочной беременности, не то в родах. Видимо, Бьянке и принадлежала «Сфорциада» с ее портретом, после перешедшая к кузине Боне. На рисунке девушка одета по моде Милана конца XV века, ее волосы уложены в ту же прическу, что украшает «прекрасную Ферроньеру» да Винчи.
Л. да Винчи «Прекрасная Ферроньера»
Правда, дочь герцога не могла носить титула принцессы, но, несмотря на это, прозвище, данное девушке Кемпом, прижилось. Ракурс, с которого был написан портрет, вполне укладывался в обычные для миланских герцогов традиции – членов семьи Сфорца часто изображали в профиль.
Лодовико Сфорца, прозванный Моро (Мавр)
Альтернативная версия
Казалось бы, установленное авторство должно обрадовать и мировое сообщество, и владельцев рисунка – но в дело вмешались и другие силы. Вдова Маршиг обвинила аукционный дом "Кристис" в небрежном подходе к оценке лота, в результате которого ей был нанесен ущерб – ведь по последним оценкам экспертов, рисунок да Винчи оценивался уже в 140 – 160 миллионов долларов. Кроме того, у теории об авторстве Леонардо появились серьезные противники – среди них были и исследователь творчества да Винчи Пьетро Марани, и директор Национальной галереи в Лондоне сэр Николас Пенни, и директор музея Альбертина в Вене Клаус Шредер. Упоминался тот факт, что да Винчи не работал с пергаментом, да и мел трех разных цветов, использованный в произведении, ранее не был замечен на работах художника.
Между одним из рисунков Леонардо и «Портретом Бьянки Сфорца» прослеживается явное сходство
Настораживало и то, что у произведения не было никакой внятной истории до 1955 года, и то, что фальсификатор предметов искусства Шон Гринхолх объявил о своей причастности к созданию рисунка. Якобы для работы он взял пергамент XV века, а также использовал специальные методы для того, чтобы «состарить» используемые оттенки мела.
Рисунок Шнорра, в котором прослеживается заметное сходство с "принцессой"
В качестве возможного создателя рисунка упоминался Шнорр фон Карольсфельд, художник, занимавшийся имитацией «под Ренессанс». Среди принадлежащих ему набросков и эскизов были найдены похожие на изображенную на пергаменте принцессу. Выяснилось также, что дактилоскопист, который установил сходство следа пальца на рисунке с отпечатком на другом произведении Леонардо, ранее уже был замешан в деле о фальсификации предметов искусства - и на этот раз его заключение поставили под сомнение.
Искусствовед Мартин Кемп, уверенный в авторстве Леонардо, посвятил «принцессе» книгу
Тем не менее, доводы скептиков были восприняты без энтузиазма, в первую очередь Кемпом, который назвал их смешными. Но нельзя не признать, что в деле об установлении истинного происхождения портрета оказались замешаны большие деньги, а также ряд судебных разбирательств, а значит, отсутствие попыток лоббирования чьих либо финансовых интересов в этом вопросе исключить никак нельзя.
«Портрет прекрасной принцессы» недоступен широкой публике – он находится в частной коллекции, ценителям искусства предлагается лишь любоваться печатными репродукциями.
Приписываемая Леонардо да Винчи картина «Спаситель мира»
Имя да Винчи постоянно находится в фокусе внимания, его работы вызывают споры как о людях, изображенных на холстах, так и о принадлежности вновь открываемых шедевров его кисти. Другое недавно обнаруженное произведение, которое приписывается Леонардо да Винчи – «Спаситель мира» - получило на аукционе того же дома «Кристис» цену в 400 миллионов долларов, установив рекорд по стоимости произведений искусства в истории. Другая из картин, автором которых называют да Винчи – «Айзелуортская Мона Лиза» - была обнаружена в начале XX века. Споры о том, кто ее создал, ведутся и сейчас. Во всяком случае, можно предположить, что мир ждут и другие открытия, которые коснутся имени Леонардо – ведь проживший долгую жизнь художник, весьма вероятно, оставил после себя куда больше картин и рисунков, чем известно современным искусствоведам.
Знаменитый рисунок, который принято считать автопортретом Леонардо, возможно, был лишь этюдом к одной из фресок
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070419/42768/
Комментариев нет:
Отправить комментарий