Евразия огромна. Её зёмли протянулись от Атлантики до Тихого океана. Есть здесь и высокие горные хребты, подпирающие небо, и бескрайние леса, изрезанные полноводными реками, и бездонные озёра, хранящие в себе колоссальные запасы пресной воды, и жаркие, убивающие всё живое пустыни, и непроходимые джунгли, и суровая тундра. Богат этот континент и степями.
Великая степь — она тянется широкой полосой посреди Евразии. С севера её просторы ограничивает сибирская тайга, с юга — горные системы. Это природное образование рассечено на две непохожие друг на друга части хребтами Алтая, Саура, Тарбагатая, западного Тянь-Шаня.
В своей восточной части Великая степь владеет Монголией, Восточным Туркестаном и Джунгарией. От Сибири эти земли отделяют Саяны, хребты Хамар-Дабан и Яблоневый; от Тибета горные системы Куньлунь и Наньшань; от Китая Великая китайская стена. Это творение человеческих рук точно соответствует границе между сухой степью и субтропиками. Западная часть Великой степи включает в себя Казахстан и степи Причерноморья.
По сути, Великая степь представляет собой единый регион, хотя климатические различия её западной и восточной частей весьма заметны. Могучие циклоны Атлантики доносят влагу только до горного барьера, разделяющего степь на две части. Поэтому на востоке стоит огромный антициклон с сухим и прозрачным воздухом. Солнечные лучи беспрепятственно проходят через эти слои атмосферы и нагревают землю.
Зимой здесь выпадает мало снега и травоядные животные, разгребая его, без труда добывают сухую траву. Летом же раскалённая почва нагревает нижние слои воздуха, и те поднимаются вверх. На освободившееся место с севера устремляется сухой воздух из Сибири, а с юга влажный воздух Тихого океана. Степь зеленеет, давая обильный корм копытным животным на весь год.
Где сыт скот, там процветают и люди. Именно эти климатические особенности и являются главной причиной возникновения в восточной степи могучих кочевых держав тюрок, хуннов и монголов. Именно последние до сих пор поражают человечество размахом своих завоеваний. Главный их вождь был похоронен в Великой степи, но вот где находится могила Чингисхана — это мы и постараемся выяснить, если получится, по ходу повествования.
В западной части степи климатическая картина совсем иная. Зима укрывает землю толстым снежным покровом, который во время оттепелей образует очень прочный наст. Скот в таких условиях не может добраться до корма. Кочевники вынуждены заготавливать на зиму сено, а потому привязаны к зимовьям и ограничены в своих передвижениях.
В средние века такие природные особенности ставили половцев в полную зависимость от Древней Руси. Кочевники не могли уклониться от ударов княжеских дружин и вынуждены были идти на компромисс с сильным противником. Это отнюдь не способствовало объединению племён, созданию сплочённых военизированных подразделений и завоеванию больших территорий.
Китайские летописцы называли кочевников, обитавших в восточной степи, одним словом — «татары». В этом нет ничего удивительного, так как французов, датчан, немцев можно назвать также одним словом — «европейцы».
Монгольская степь (сопки Маньчжурии)
Сами же татары делились на три больших ветви, жившие в разных степных районах. Кроме них в лесостепных урочищах севернее реки Онон существовал небольшой народ, носящий название монголы. Состоял он из нескольких родов, а своими прародителями считал Борте-Чино (Серого Волка) и Алан-Тоа (Пятнистую Лань).
Главным врагом монголов были маньчжуры, обитавшие в Северо-Восточном Китае. Их постоянные набеги заставили предков Борте-Чино и Алан-Тоа сплотиться и избрать хана. Стал им Хабул-хан, который и правил своим народом в 30-40-х годах XII века. Он сумел остановить натиск маньчжуров, но после его смерти в 1149 году союз родов распался.
Главные враги монголов, видя такое положение дел, опять стали досаждать последних своими набегами. Со временем ситуация стала очень напряжённой, и монголы опять вынуждены были объединиться. На этот раз они не стали избирать хана, а сплотились вокруг одного из родственников покойного Хабул-хана Есугей-багатура.
Был он из рода Борджигинов, место обитания которого находилось в районе нынешнего города Нерчинска (305 км. от Читы). Это был настоящий воин — храбрый и решительный, способный оказать достойное сопротивление наглому и жестокому врагу.
Ещё в юности, будучи совсем молодым человеком, охотился он в степи с соколом. Обогнув сопку, увидел повозку, в которой какой-то меркит вёз девушку удивительной красоты. Юноша крикнул своих братьев, и они бросились в погоню.
Увидев, что преследователи уже близко, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей — они убьют тебя. Брось меня, уезжай, я вечно буду помнить тебя». Меркит послушался разумного совета. Он выпряг коня, ожёг его плетью и ускакал в степь.
Монголы окружили повозку, впрягли в неё свою лошадь и привезли плачущую девушку домой. Здесь они сказали пленнице: «Забудь о своём женихе, наш Есугей живёт без женщины, станешь ему женой».
Звали девушку Оэлун. В 1162 году родила она первенца — Тэмуджина. Когда ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке с родителями красивой девушки Бортэ из племени хонкират.
Он отвёз сына в становище будущего тестя и оставил там, чтобы тот привык к новым людям, которые должны были стать в скором будущем его близкими родственниками. Сам же поехал домой.
Время приближалось к обеду, когда Есугей увидел нескольких человек, сидящих у костра, и подъехал к ним. Те, как и положено в степи, предложили ему разделить трапезу. Спрыгнув с коня, мужчина понял, что встретился с татарами. Бежать было бесполезно, так как конь устал, и кочевники могли легко догнать его.
По степным традициям, гостя у походного костра никто тронуть не мог. Есугей сел и поел. Закончив трапезу, он попрощался и благополучно уехал. Через пару часов всадник почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. Из последних сил он добрался до дома и слёг в постель.
На четвёртый день Есугей-багатур умер. Его смерть положила конец родовому союзу, семья же оказалась брошенной на произвол судьбы. Старший сын Тэмуджин в возрасте 9 лет стал во главе семейства. На долю мальчика выпало много тяжёлых испытаний, но благодаря стойкому и сильному характеру, он их выдержал с честью.
Шло время, мальчик превратился в юношу, затем в молодого мужчину и сплотил вокруг себя монголов. В 1182 году он был избран ханом с титулом Чингис.
Тэмуджин начал вести войны с татарами, маньчжурами, но период 1185-1197 годов покрыт мраком. Из «Мэн-да Бэй-лу» (древнее сочинение, посвящённое монголам, переводится как «Тайная история монголов») известно, что он был захвачен в плен маньчжурами и 11 лет провёл в темнице. Затем бежал и вновь оказался в степи.
Уже в 1198 году Тэмуджин стоит во главе мощной орды. В это время он создаёт Ясу — свод законов, отменивший старые родовые обычаи и регламентировавший новые стереотипы поведения. Этот шаг был необходим в условиях образования единого военного механизма, направленного на покорение других народов.
О Тэмуджине заговорили как о великом завоевателе Чингисхане в 1202-1203 годах. Он включает в состав своей орды всё новые и новые племена. В 1206 году на великом курултае (съезд знати) Чингисхана избирают ханом всей Монголии.
Войско Чингисхана
Он продолжает завоевательную политику. Многие племена и народы добровольно признают его власть, другие же сдаются после ожесточённого сопротивления. В любом случае, никто не может противостоять мобильным конным войскам, которые всё дальше и дальше раздвигают границы своих владений.
В 1226 году войска великого завоевателя вторглись на территорию Тангутского государства. Это была богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и взяла в осаду монгольская орда.
Во время осады города Чингисхан умер. Произошло это в августе 1227 года. Причина же смерти великого кагана неизвестна. Монгольские нойоны сохранили это в тайне не только от простых воинов, но и от летописцев, восхвалявших подвиги багатуров.
О кончине грозного властителя долго никто не догадывался. Осаждаемый Чжунсин был взять штурмом в соответствии с волей покойного, подвергнут грабежам и разорению. Принимающие смерть тангуты с ужасом смотрели на огромный шатёр, возвышающийся в отдалении на холме, считая, что сам Чингисхан оттуда наблюдает за их мучениями.
Покорители половины мира
Это было не так. Хладное тело великого завоевателя было уже далеко от залитых человеческой кровью мест. Мрачные монгольские всадники, убивая по пути всех встречных, везли его в родные степи. Вот как описывает обряд похорон Чингисхана Лев Гумилёв.
«В вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит её детёныш. Заколов верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и покинули могилу навсегда».
До сих пор неизвестно, где находится могила Чингисхана. Эту, одну из величайших тайн человеческой цивилизации никто не смог разгадать за последние восемьсот лет. Место погребения привлекает не только своей исторической ценностью, но и несметными богатствами закопанными в землю вместе с покойным.
По самым скромным подсчётам, с учётом исторической ценности, стоимость драгоценных камней, золотых монет, дорогой посуды, искусно сделанного оружия оценивается ни много ни мало в два миллиарда долларов. Куш вполне приличный и заслуживает того, чтобы поискам могилы Чингисхана посвятить годы и даже десятилетия.
Одно из преданий гласит, что похоронили великого завоевателя в том месте, где он и родился. Это всем известная долина Делюн-Болдок. Место довольно обширное. Если проследить долину с севера на юг, то она охватывает Агинский Бурятский округ, Ононский район, пересекает русско-монгольскую границу, проходит через Дадалийский сомон (административно-хозяйственная единица Монголии) Хэнтэйского аймака (района) и упирается в междуречье Селенги и Онона.
Мнение Российских специалистов однозначно: Чингисхан родился в 8 километрах от границы на территории Российской Федерации. Монгольские учёные придерживаются иной точки зрения, скромно утверждая, что грозный властитель осчастливил своим появлением верховья реки Онона, в месте слияния её с рекой Бальджин у трёх небольших озёр.
Есть и другие суждения, несколько отличные от вышеназванных. Так китайские граждане считают Чингисхана своим соотечественником. Они говорят, что он служил чиновником в северной провинции, но проштрафился и бежал в Великую степь. Здесь, после долгих мытарств, примкнул к монгольскому племени, возглавил его и, объединив под своим началом все другие племена, двинулся завоёвывать мир.
Естественно родился он на китайской земле, а его прах покоится в границах Китайской Народной Республики. Великий завоеватель не забыл свою родину и ещё при жизни дал соответствующие распоряжения о месте своего захоронения.
На столь почётную роль претендуют также и японцы. По их представлениям, Чингисхан — это самурай, поссорившийся со своими братьями. От вынужден был покинуть страну Восходящего Солнца, отправиться на материк и начать там жизнь с чистого листа.
Он служил в китайских войсках наёмником, затем перешёл на службу к маньчжурам, но, столкнувшись с их патологической жестокостью и алчностью, ушёл в степь и примкнул к одному из монгольских племён. Будучи опытным воином, сколотил сильный отряд и начал своё постепенное восхождение к зениту славы.
Японцы ничего не говорят о том, что могила Чингисхана находится на их землях, но упорно и настойчиво занимаются её поисками. Ищут же в основном в монгольских степях — почему: скорее всего из-за бюрократических неувязок с китайскими и российскими властями.
О могиле Чингисхана повествует известный всему цивилизованному миру летописец Рашид-ад-дин (1247-1318), написавший «Сборник летописей» посвящённый монголам. Он указывает место захоронения грозного завоевателя в пределах хребта Бурхан-Халдун, из которого вытекают реки Онон, Керулен, Тола и Тунгелик.
Хребет или гора Бурхан-Халдун, как её называют многие источники, в те времена, когда жил Чингисхан, представляла собой место, лишённое какой-либо растительности. Здесь росли только редкие деревья. Возле одного из них и остановился великий каган, охотившийся в этих местах. Благодатная тень, отбрасываемая густой листвой, освежила лицо властителя.
Он задумчивым взглядом окинул одинокий кусочек живой природы, борющийся за своё существование среди голой каменистой земли. Может быть этот грустный пейзаж вызвал у него воспоминания о далёкой юности, когда он вот также был окружён неприветливым и жестоким миром. Как бы там ни было, но Чингисхан изъявил желание быть похороненным именно под этим деревом.
После его смерти всё было выполнено в точности. Путь до места захоронения составил 1600 километров. Пять тысяч лучших воинов сопровождали гроб с телом. Как проходил обряд похорон, уже написано. По истечению же двух лет, огромный район был оцеплен туменем (воинское подразделение, примерно 10 000 всадников), состоящим из воинов племени Урянхай.
В их задачу входило охранять могилу Чингисхана до тех пор, пока вся земля в окрестностях не зарастёт непроходимым густым лесом. Прошли годы, прежде чем посаженные людьми деревья выросли, окрепли и образовали густую лесную чащу. После этого оцепление было снято, а место захоронения уже невозможно было найти никому.
Империя Чингисхана
Так передаёт хронологию событий Рашид-ад-дин. В этом повествовании невольно поражает: с каким рвением и самоотверженностью монголы пытались сохранить тайну места захоронения своего повелителя. Не проще ли было построить красивейший мавзолей или некрополь в одном из благоухающий оазисов покорённого мира. Да, великие завоеватели обладали неограниченными возможностями, но поступили иначе. Почему?
Объясняется всё просто. Всему виной незыблемая вера людей того времени в души покойных. Якобы умершие и после смерти остаются со своим народом, но при условии, что их тела лежат в целости и сохранности в своих могилах. Дух ушедшего в иной мир правителя витает над головами живущих и защищает их от происков врагов и капризов окружающей природы.
Если же могилу вскрыть и уничтожить тело, то покровительство и защита исчезнут, а народ окажется один на один с коварными и многочисленными противниками. Потеряв поддержку из потустороннего мира, он может погибнуть — вот почему к могилам относились с таким трепетом и вниманием. Главным же здесь была тайна: только она давала стопроцентную гарантию сохранности мёртвого тела.
Рашид-ад-дин создал большой и серьёзный труд. Он был почти современником описываемых им событий, может даже встречался с теми, кто принимал участие в великих завоеваниях и своими глазами видел Чингисхана. Поэтому трудно усомниться в его словах.
В то же время не надо забывать, что человеческая память несовершенна. Человеку свойственно со временем что-то забывать, что-то представлять совсем в ином свете. Названия же рек, долин, гор с течением столетий меняются. К тому же и разные народы одни и те же географические объекты именуют совсем по-разному. Конечно существуют легенды, предания, бытующие в определенных местах, но они могут возникнуть значительно позже тех событий, которым посвящены.
Кроме «Сборника летописей» существует и множество других исторических трудов, описывающих жизнь великого завоевателя. Самый фундаментальный пожалуй из них «Юань Ши» («История династии Юань»). Создан он в XIV веке большой группой людей под руководством учёных и литераторов Сун Ляня и Ван Вэя. В нём подробно рассказано как о монгольских завоеваниях, так и о самом Чингисхане.
Наряду с «Юань Ши» есть и иные источники: Чагатайская летопись «Сказание о Чингисхане», монгольские летописи «Алтан Тобчи» и «Шара Туджи», а также «Шэн-у цинь-чжэн». Информации в них много, но о месте захоронения сказано столь размыто и неопределённо, что остаётся только гадать, где оно находится.
Так что остаётся ориентироваться на гору Бурхан-Халдун, указанную Рашидом-ад-дином. В частности, некоторые монгольские историки считают, что эта загадочная возвышенность находится в Хэнтэйском нагорье на территории современной Монголии. Она представляет собой ничто иное, как гору Хэнтий Хан в окрестностях озера Хух нуур.
Китайцы же склонны рассматривать этот вопрос под иным углом. Для них нет никакого сомнения, что великий завоеватель похоронен в местечке Эджен-Хоро. Расположено оно в Автономном районе Внутренняя Монголия на территории городского округа Хулун Буир. Входит же это административное образование в Китайскую Народную Республику.
Здесь в давние времена существовало захоронение, подобное реликварию. Называлось оно «Восемь белых юрт». Именно на эту землю приезжали претенденты на ханский престол, чтобы получить благословение высшего духа, объединившего разрозненные монгольские племена в единое целое.
Не менее интересную версию о могиле Чингисхана выдвигают и российские исследователи. По их мнению детство и юность Чингисхана прошли в Ононском, Оловянском районах и Агинском Бурятском автономном округе Читинской области. В этих местах протекает река Онон, которая указана во всех летописях, описывающих жизненный путь великого завоевателя.
Река Онон
Река Онон имеет большую длину. Её протяжённость составляет более тысячи километров. Но вот как раз в среднем её течении, аккурат в Ононском районе, между райцентром Нижний Цасучей и деревней Икарал, находится остров, который местные жители называют Экэ арал (мать островов).
Лежит он между двумя рукавами могучей реки и имеет в длину 20 километров, а в ширину 10 километров. Интересно то, что на нём присутствует урочище под названием Делюн-Болдок. По древним источникам именно в местности с таким названием и родился Чингисхан.
Правитель завещал похоронить себя в тех землях, где появился на свет. Следовательно, его могилу нужно искать в районе, примыкающем к острову Экэ арал. Старожилы же этих мест утверждают, что тело грозного властителя лежит на дне реки Онона, но немного западнее: между деревнями Верхний Цасучей и Кабухай.
Давным давно, восемьсот лет назад, в этих местах появилось множество нукеров. Их лица закрывали от посторонних взглядов надвинутые ниже бровей малахаи, но дорогая сбруя у лошадей, украшенные серебром ножны сабель, расшитые мелким бисером сапоги говорили о богатстве и знатности всадников.
Пригнали они с собой неисчислимое количество рабов. В изгибе реки стали те рыть глубокую траншею. Работали и днём, и ночью. Многие погибали от непосильного труда, и их бросали на дно канала, который неуклонно приближался к берегам Онона.
Наконец творение рук человеческих достигло течения реки, и бурный поток с рёвом устремился в новое русло, заполнил его и, успокоившись, опять величественно понёс свои воды по Великой степи.
Природное же русло отгородили от реки землёй, кучи которой тянулись вдоль вырытого канала. Здесь же, на дне, вырыли огромную яму. Обложили её гранитом и сделали что-то типа склепа. По прошествию нескольких дней появилась многочисленная процессия. С одной из повозок сняли золотой гроб и поместили его в искусственное углубление на дне реки.
Сюда же положили несчётное число серебра, золота, драгоценностей, дорогой посуды, искусно сделанных украшений. Всё это закрыли сверху гранитными плитами и засыпали толстым слоем земли. Разрушили рукотворные платины, засыпали искусственный канал, и река опять потекла по старому руслу.
Очень скоро природа сделала своё дело, уничтожив все следы захоронения. Русло же реки за восемьсот лет не раз менялось. Где сейчас находится этот таинственный склеп, в каком месте его искать — это неизвестно никому.
Правду ли говорит легенда, нет — проверить, конечно, невозможно. Хотя при нынешних достижениях техники кое-что сделать вполне реально. К примеру, использовать методы наземной и аэродинамической разведки на предмет поиска большого количества цветного металла, сосредоточенного в одном небольшом месте.
Нужно сказать, что такие исследования проводились, причём в разных местах, где с наибольшей вероятностью могла находиться могила Чингисхана. Имели они место и в Ононском районе. Здесь площадь поиска была очень обширная. С севера она ограничивалась деревнями Будалан и Кункур, с запада деревней Кабухай, с востока деревней Икарал, а на юге захватила большой участок Цасучейского бора.
И что же? Поиски не дали никаких результатов: могилу Чингисхана не обнаружили. А существуют ли сокровища? С чьей подачи возник такой слух? Ему много сотен лет. Основан он на том, что несметные богатства, награбленные монгольскими воинами, в последующие века никак и нигде себя не проявили. Они как в землю канули, что вполне понятно, если учесть тот факт, что их зарыли вместе с великим завоевателем.
Зачем же было добру пропадать? Тут есть только одно объяснение. Мудрый и дальновидный Чингисхан понимал, что богатство развращает людей, делает их жадными, корыстными, способными на подлость и предательство, а всё это ведёт к вырождению народа. Великий завоеватель допустить такого не мог.
Вот почему несметные сокровища были навсегда похоронены вместе с ним. Он знал, что с голоду монголы не умрут, что всё необходимое для жизни у них есть, а излишества — они могли только навредить.
Учитывая нравы того времени, на могилу было наложено заклятие. Если вспомнить потомка Чингисхана Тимура Тамерлана, то этот великий завоеватель оградил своё захоронение от надругательства такими словами: «Всякий, кто осмелится нарушить мой покой в этой жизни или будущей, навлечёт на себя неминуемую и страшную кару».
Коммунисты проигнорировали эти слова, и, в тот же день, когда они вскрыли склеп с телом Тимура, началась Великая Отечественная война. Совпадение? Как знать.
Что если на могиле Чингисхана лежит ещё более страшное заклятие. Что если оно касается судеб не отдельной страны, а всего мира, всей планеты, всего человечества. Говорить тогда, что это просто совпадение, будет уже некому.
Так есть ли смысл заниматься поисками этой могилы. Гораздо разумнее не тревожить прах великого кагана. Пусть он покоится с миром. Что же касается золота, бриллиантов, то человечество спокойно обходилось без них целых 800 лет, думается, что и ещё столько же потерпит, — ничего страшного не случится.
Cтатью написал ridar-shakin
Источники: Рене Груссе «Покоритель Вселенной»
Лев Гумилёв «От Руси до России»
Источники: Рене Груссе «Покоритель Вселенной»
Лев Гумилёв «От Руси до России»
Комментариев нет:
Отправить комментарий