Люди становятся одиночками по самым разным причинам, которые условно можно разделить на два типа. Кто-то выбирает путь уединения и отчуждения сам, сознательно обрывая все привязанности и окружая себя непробиваемой стеной. Кого-то же обрекают на вынужденное одиночество жизненные обстоятельства, цепочки трагических событий, непонимание и неприятие со стороны окружающих. Винсента Ван Гога... невозможно в полной мере отнести ни к первым, ни ко вторым.
Винсент Ван Гог. Автопортрет. 1887
Пожалуй, единственным для Ван Гога способом удержать рядом значимых для него людей, оставить о них хоть какое-то видимое и осязаемое воспоминание, были его картины. За свою недолгую, но плодотворную карьеру художника Винсент написал огромное количество портретов. В одном из писем Тео он заявил, что просто неспособен писать без моделей, поскольку слишком боится «отдалиться от истинного и возможного». И за каждым его портретом, будь то известный художник или безымянный попрошайка с улиц Гааги, скрываются характер и судьба. Отличаются они разве что тем, что в первом случае мы можем узнать о жизненном пути героя картины немного больше.
Кей Вос-Стрикер
Винсент Ван Гог. Воспоминание о саде в Эттене. 1888
На фото: Кей с сыном
Написанная в 1888 году картина «Женщины Арля» никак не указывает на то, что на ней изображена Кей. Но работа также носит название «Воспоминания о саде в Эттене», а сохранившиеся фото Кей имеют несомненное сходство с одной из героинь полотна.
Папаша Танги
Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги. 1887
В 1868 году Танги начал торговать красками и другими принадлежностями для живописи вразнос. Он ездил по окрестностям Парижа, где работали художники, и продавал им все необходимое. Спустя пять лет Жюльен Танги открыл на улице Клозель собственный магазин, который со временем превратился в его личную галерею импрессионистов и постимпрессионистов и стал одним из самых любимых мест сборов парижских живописцев. Винсент частенько обменивал здесь свои картины на краски, а один из его портретов Папаши Танги был особым предметом гордости последнего. Он бережно хранил картину до самой смерти, после чего ее приобрел Огюст Роден.
Портрет Папаши Танги. 1888
Портрет Папаши Танги (второй вариант). 1888
Портрет женщины (Мадам Танги). 1887
Мадам Жино
Мадам Мари Жино и ее супруг Жозеф-Мишель Жино держали небольшое кафе в Арле. Это место не отличалось изысканностью и было совсем не похоже на богемные парижские заведения, но Ван Гог часто бывал здесь в первые месяцы после приезда в Арль. В частности, потому что снимал у супругов Жино комнату до того, как перебрался в Желтый дом. Мадам Жино стала для художника олицетворением тех прекрасных арлезианок, которыми он так грезил и которых, к сожалению, так и не увидел. Поговаривали даже, что у Винсента и Мари был роман, но, судя по письмам, поначалу их связывали только лишь отношения хозяйки и квартиранта, даже если Ван Гог и питал к ней какие-то нежные чувства. Все изменилось, когда в Арль приехал обаятельный и разговорчивый Поль Гоген. Он уговорил мадам Жино, а затем и ее супруга попозировать им с Винсентом. За один часовой сеанс Гоген успел сделать угольный набросок портрета женщины, а Ван Гог написал полноценную картину маслом на грубом джутовом холсте.Арлезианка, мадам Жино с книгами.1889
Арлезианка Мадам Жино (вариант).1890
Арлезианка. Портрет мадам Жино. 1890
Ночное кафе.1888
Портрет господина Жино. 1888
Александр Рид
В 1887 году Винсент написал два портрета рыжеволосого мужчины с бородой, чем-то похожего на него самого. Этим мужчиной был шотландский арт-дилер Александр Рид, который в то время работал в Париже в компании Boussod & Valadon вместе с Тео Ван Гогом. Рид не только поддерживал дружеские отношения с обоими братьями, но даже какое-то время делил с ними кров. Винсент подарил Александру несколько своих картин, и тот отправил их на хранение в Шотландию. К сожалению, семейство Рида сочло полотна ужасающими и уничтожило их.Портрет арт-дилера Александра Рида. 1887. Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго
Портрет арт-дилера Александра Рида, сидящего в кресле, 1887. Музей искусств Фреда Джонса-младшего, Оклахома (США)
Поль-Эжен Милле
Поль-Эжен Милле родился в семье военного, его детство и юность прошли в бараках. Можно сказать, что его судьба и карьера были предопределены почти с рождения. Во время одной из французских военных кампаний второго лейтенанта третьего Зуавского полка Милле сразила болезнь, и он был отправлен на юг Франции, в Арль, чтобы поправить здоровье. В это же самое время в город приехал и Винсент. Художник был по-своему очарован зуавами, квартировавшими в Арле, еще до знакомства с Милле. Возможно, причиной были постоянные драки, в которые ввязывались лихие вояки, а, может быть, — их необычная для французской армии униформа в арабском стиле (поскольку большинство зуавов были алжирцами). Как бы там ни было, с Милле Ван Гога сблизила общая любовь к искусству.Портрет Поля-Эжена Милле. 1888
Винсент и Поль-Эжен проводили вместе много времени в окрестностях Арля, рисуя и рассуждая об искусстве. Разлад между ними случился по причине, типичной для Ван Гога. В какой-то момент Милле отпустил неосторожное замечание о его технике, и художник, болезненно чувствительный к любой критике, принял это слишком близко к сердцу. Однако, в отличие от всех предыдущих отношений Винсента, разрушенных из-за чьих-то резких слов о его картинах, дружба с Милле продолжалась до тех пор, пока выздоровевшего лейтенанта не направили на службу в Алжир. Он уехал из Арля 1 ноября 1888 года, совсем незадолго до трагедии, ставшей началом конца для Ван Гога. Милле дожил до преклонных лет, дослужился до лейтенанта-полковника, ушел в отставку и умер в Париже во время немецкой оккупации Второй Мировой.
Син
Син за шитьем. 1883
Женская фигура (Син), 1883. Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Гелдерланд
Скорбь (Горе). 1882. Коллекция Гармэна Райана в Новой галерее искусств, Уолсолл
Эжен Бош
Портрет Эжена Боша.1888
Лето 1888 года Бош провел в Арле, где и познакомился с Ван Гогом. В одном из писем Тео Винсент рассказал, что хотел бы написать портрет своего нового знакомого: «Мне очень нравится характерное лицо этого молодого человека, похожее на лезвие бритвы, и его зеленые глаза. Позади него вместо обычной стены убогого жилища я нарисую бесконечность». Ван Гог закончил портрет в сентябре и повесил его над своей кроватью (картину можно заметить на одной из версий «Спальни в Арле»). В 1891 году вдова Тео Ван Гога Иоганна передала полотно Бошу, и тот хранил его до самой смерти.
Агостина Сегатори
Итальянка (Агостина Сегатори). 1887. Музей д’Орсе, Париж
Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Почтальон Рулен и его семья
Семейство Рулен стало для Винсента настоящей находкой во время его жизни в Арле. Вечно стесненный в средствах художник едва ли мог наскрести денег, чтобы платить натурщикам, а здесь в его распоряжении оказалась семейная пара и трое детей разного возраста. Почтальон Жозеф Рулен, работавший на железной дороге, стал близким другом Ван Гога, всегда готовым разделить с ним бутылку вина. Винсент часто сравнивал Рулена с Сократом, в письмах к Тео называя почтальона «доброй душой, мудрым, доверчивым и чувствительным человеком». Кроме того, Ван Гог писал, что внешне Рулен напоминает ему Федора Достоевского, а о его семействе отзывался как об «истинных французах, которые выглядят, как русские». В отличие от большинства приятельских отношений Винсента, дружба с почтальоном сохранилась, пройдя множество испытаний. Рулен поддерживал художника в самые тяжелые времена и переписывался с Тео, когда Ван Гог попал в арльский госпиталь после попытки отрезать себе ухо.Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1888
Портрет Жозефа Рулена (вариант).1889
Портрет почтальона Жозефа Рулена (вариант).1888
Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889
Портрет почтальона Жозефа Рулена. 1889
Колыбельная, портрет Августины Рулен. 1889
Портрет мадам Августины Рулен. 1888
Портрет Армана Рулена. 1888
Школьник. 1888
Младенец Марсель Рулен. 1888
Августина Рулен со своим молочным сыном. 1888
Портрет Армана Рулена. 1888
Портрет Камиля Рулена. 1888
Семья Ван Гога
С семьей Винсента связывали сложные и неровные взаимоотношения. Несмотря на то, что художник написал огромное количество автопортретов и изображений других людей, члены семьи волшебным образом оказались за пределами его полотен. Существует лишь одна картина, о которой доподлинно известно, что на ней изображена Анна Ван Гог (Корбентус) — мать художника.Портрет матери художника. 1888
Читательница романа. 1888
Некоторые же считают, что Тео является героем нескольких полотен Ван Гога, которые принято считать автопортретами. В Музее Ван Гога один из них (мужчина в соломенной шляпе) даже подписан именем Тео. Кроме того, существует еще и небольшой рисунок 1887 года, на котором, по мнению смелых исследователей, изображен брат художника.
Портрет Тео Ван Гога (или автопортрет Винсента Ван Гога?). 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Голова мужчины (возможно, Тео Ван Гог), 1887. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам
Комментариев нет:
Отправить комментарий