С ее картин смотрит на зрителя сама Финляндия. Скромные пейзажи, тонкие травинки, женщины с простыми лицами и глубокими, чистыми, словно финские озера, глазами… Удивительно, но за этими спокойными работами стоят скандалы, амбиции и самая настоящая итальянская страсть…
Этюд.
Элин Даниельсон родилась в деревушке возле финского городка Пори. С детских лет она мечтала стать учительницей, ведь перед глазами был достойный пример. Ее мать каждый день отправлялась в Пори, чтобы учить местных детишек. Впрочем, с годами Элин возненавидит это ремесло – но гораздо позже.
Элин родилась в деревне и позже стремилась писать финскую природу и женщин.
В одиннадцатилетнем возрасте Элин потеряла отца. Не будучи способным расплатиться с долгами, он покончил с собой, оставив жену с двумя детишками практически без средств к существованию. Спустя несколько лет Элин отправили в Хельсинки к родственникам – дяде Отто Маурицу и тете Кларе. Там она смогла поступить в школу дизайна при обществе искусств.
Элин смогла получить классическое художественное образование.
Класс, куда попала Элин, называли «античным». Там заправлял известный пейзажист Яльмар Мунстерхельм. Честно говоря, его слава была обратно пропорциональна самобытности его работ – он оставался фанатичным приверженцем академического искусства даже тогда, когда модернизм покорил Европу. Однако он заложил прочный фундамент для творческого развития своих учениц – классический рисунок, законы перспективы, принципы построения композиции.
Женский портрет и автопортрет.
Это были годы, невероятно плодотворные для финского искусства, заложившие основу для настоящего художественного феномена – «Золотого века финской живописи». Еще некоторое время назад для женщин был закрыт доступ в художественные образовательные учреждения, но когда школы искусств распахнули свои двери для девушек, одна за другой на финском художественном небосклоне зажглись звезды Хелены Шерфбек, Хелен Вестермарк, Ханы Реннберг… и Элин Даниельсон.
Автопортрет Элин.
Элин получила диплом преподавателя рисования в средней школе. Это было здравое решение – профессия учительницы давала ей какую-никакую, но финансовую независимость. Но довольствоваться преподаванием Элин не хотела. Все чаще она говорила подругам, что ее истинное призвание – искусство, а не работа с детьми. К своей цели – стать профессиональной, признанной художницей – Элин шла трезво и осознанно. Она добилась стипендии от Сената, бросила надоевшее преподавание и отправилась в Париж. Париж был Меккой для молодых финских художников – там можно было учиться у знаменитых французских художников, чуть ли не ежедневно совершавших прорывы в искусстве.
Женские портреты Элин Даниельсон-Гамбоджи.
Элин бросилась с головой в омут парижской художественной жизни. Она была полна энтузиазма, обаятельна, общительна и фанатично предана искусству. Элин посещала музеи и выставки, бывала в студиях своих коллег по творческому цеху, заводила новые знакомства.
Северная природа особенно влекла Элин.
Вернувшись в Финляндию, Элин некоторое время не могла найти себе места и переезжала из города в город, пока не осела в колонии Эннингебю на Аландских островах, чтобы писать суровую и строгую природу вдали от посторонних глаз. Холодные пейзажи и тяжелый труд крестьянок, скупая цветовая палитра, неидеальные лица, холодный свет – так Элин сформировала собственную творческую манеру.
Природа и женщины - любимая тема Элин.
Но ей не удалось долго наслаждаться свободой – долги ее росли, а жизнь не становилась проще, а потому пришлось вновь взяться за преподавание. Пять лет она трудилась без отдыха, обучая школьников и студентов и каждую свободную минуту посвящая живописи.
Элин часто писала простые бытовые сценки.
Обувающаяся девочка.
Вопреки стереотипам об учительницах, Элин была настоящей эмансипе – носила брюки, курила, любила вечеринки и держалась за свою независимость.
Автопортреты Элин.
Ее целостная и сильная натура нашла отражение в картине «После завтрака», вызвавшей настоящий скандал на выставке Ассоциации искусств в Финляндии – молодая женщина задумчиво курит за небрежно накрытым столом.
Женщины в работах Элин курят, занимаются своими делами и никогда не кокетничают со зрителем.
Художницу интересовала простая, обыденная жизнь женщин – и пусть хвалебные отзывы она получала за портреты респектабельных дам, писать ей хотелось простых крестьянок и их непростой быт. «Написано великолепно, но тема…» - раз за разом сетовали критики.
Образы крестьянок возмущали критиков.
Суровый пейзаж, простые люди и тяжелый труд...
Впрочем, проникновенные женские образы с ее работ называли и очаровательными, чарующими. Они целостны, независимы, дружба и нехитрый одинокий быт здесь важнее романтических чувств. Любимыми моделями Элин были ее подруги и сестра.
Работы Элин обладают особым очарованием.
Работа Элин Даниельсон-Гамбоджи.
Сложный характер Элин привел к конфликту с руководством художественной школы, где она преподавала. Обещанное место было отдано другой художнице – Хелен Шерфбек, представительнице финского модернизма. Элин сумела получить очередную стипендию и спешно уехала во Флоренцию, тайно лелея мечту оказаться в Академии искусств.
Итальянский этюд Элин.
Справа - итальянский этюд Элин.
Но все сложилось иначе. Прогуливаясь по берегу, Элин повстречала юного красавца-брюнета Рафаэлло Гамбоджи. Закрутился страстный роман. Рафаэлло был моложе Элин на тринадцать лет и был крещен в римской католической церкви – потребовалось особое разрешение Папы Римского, чтобы взять в жены протестантку. Но их любовь, казалось, способна преодолеть все преграды.
Пикник на пляже.
Рафаэлло, как и Элин, был способен беззаветно отдаваться искусству, и в жизни обоих начался невероятно плодотворный творческий период. Их работы получили признание по всей Европе, Элин восхваляли итальянские критики, на супругов сыпались награды и хвалебные отзывы…
Живые, земные образы с картин Элин со временем покорили сердца даже итальянских критиков.
Катастрофа разразилась внезапно. Сначала Рафаэлло буквально на глазах у Элин изменил ей с ее подругой. Пытаясь спасти брак, Элин затеяла совместный с Рафаэлло круиз по Европе, но сама она никак не могла смириться с предательством любимого, а у него произошла манифестация психического заболевания.
Рафаэлло, играющий на гитаре, напротив - та самая подруга Элин.
Элин не могла оставить мужа в таком состоянии. Она разрывалась между заботой о супруге и творчеством, финансовое положение оставляло желать лучшего. Она оборвала все знакомства и оставила светскую жизнь, сосредоточившись лишь на самом важном – Рафаэлло и живописи. Спустя пятнадцать мучительных лет, в канун Нового 1920 года, Элин умерла от острой пневмонии. Рафаэлло, которому она посвятила последние годы жизни, пережил ее более чем на двадцать лет.
Работа Элин Даниельсон-Гамбоджи.
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120519/43075/
Комментариев нет:
Отправить комментарий