Как подругу жены Дантеса погубила всего одна свеча: Анастасия Хлюстина, графиня де Сиркур



Она была хозяйкой одного из самых знаменитых светских салонов в Париже. Приятельница сестер Гончаровых, принимавшая у себя супругов Дантес – в то время как от многих домов после трагической дуэли на Черной речке им было отказано. У Анастасии Хлюстиной гости чувствовали себя окруженными самым чутким вниманием и погруженными в самые высокоинтеллектуальные, тонкие беседы. А погубило ее пламя обычной свечи, в один миг разрушив здоровье и если не красоту, то по крайней мере интересную внешнюю индивидуальность.


Хозяйка великосветского салона в Париже




XIX век в России и Европы был временем расцвета салонной культуры

Это уже утраченная и, наверное, почти забытая культура – открывать салоны, где собирается высшее общество, - не ради пиара, не ради установления деловых связей – а чтобы дать возможность гостям обменяться взглядами по интересующим их вопросам, свести собеседников, помирить несогласных. Салоны были одной из высших форм социальной коммуникации, и многие аристократки стремились создавать в своих гостиных некое действо, в которое были бы вовлечены все присутствующие и которое представляло бы игру ума и состязание талантов. А некоторые видели в своих салонах способ поиска истины по важным политическим вопросам, определения актуальных задач искусства – к таким хозяйкам и относилась Хлюстина.




Анастасия Хлюстина

В парижском салоне Анастасии Семеновны, в замужестве – графини Сиркур, по четвергам собиралось самое избранное общество. Квартира неподалеку от Елисейских полей принимала в своих стенах и государственных деятелей, и знаменитых писателей, и военных, и артистов. Появляться в гостиной мадам де Сиркур было престижно, но главное - визитеры получали от таких вечеров истинное удовольствие. Роскошная обстановка, интересные разговоры, умело направляемые хозяйкой в нужное русло, да и сама графиня – не считавшаяся красавицей, она была яркой, элегантной, обладала острым умом и при этом – необыкновенным тактом. В Париже ее прозвали русской, или северной, Коринной – по имени героини романа Жермены де Сталь, писательницы и тоже хозяйки великосветского салона.
Анастасию Хлюстину вдохновляло то общество и та атмосфера, что сопровождали пору ее юности, когда она, путешествуя с матерью по Европе, посещала дома маркизы де ла Тур в Париже, Зинаиды Волконской в Риме. Там, среди самых образованных людей своего времени, она чувствовала себя в своей тарелке, ведь и сама получила прекрасное для той поры образование.


Как судьба Анастасии Хлюстиной оказалась связана с Европой




Наталья Гончарова, как и ее сестры, была с детства дружна с семьей Хлюстиных

Анастасия Хлюстина появилась на свет в 1808 году, в семье богатого помещика и офицера Уланского полка Семена Хлюстина и урожденной графини Толстой. Она была старшей из детей, провела детство и юность в Москве, в круг ее знакомств и в число друзей входили и сестры Гончаровы – Екатерина, Александра и Наталья (ставшая потом женой Пушкина). Девочка изучала древнерусскую литературу, философию, ботанику, говорила на французском, английском и немецком языках, играла на музыкальных инструментах.




Анастасия с матерью перед Колизеем. Работа неизвестного художника

В возрасте восемнадцати лет она поехала в сопровождении матери за границу – чтобы поправить здоровье. Путешествия по Франции, Италии, Швейцарии, как и знатное происхождение, дали Анастасии возможность познакомиться и с европейским бомондом. В 1827 году в Париже она впервые встретила графа де Сиркура, историка и публициста, за которого спустя три года вышла замуж. Адольф де Сиркур был умен, обладал отличной памятью и глубокими познаниями в науках. Он был католиком, по этой причине венчание проходило дважды: по католическому обряду в Женеве, потом, в Берне, по православному – по вере Хлюстиной.




Муж Хлюстиной, Адольф де Сиркур

Впрочем, и здесь на жизнь графини наложили отпечаток салонные знакомства. Часто бывая в парижском доме Софьи Петровны Свечиной, фрейлины, писательницы, убежденной католички, графиня де Сиркур также приняла решение сменить вероисповедание, приняв католичество. Произошло это в 1841 году. К этому времени она уже более десятка лет провела в статусе жены дипломата, даже помогала мужу в его службе, выполняя функции секретаря.




Софья Свечина, русская католичка, под влиянием которой Хлюстина решилась изменить вероисповедание



Счастливая жизнь и несчастный случай
В 1830 году, сразу после свадьбы, им пришлось уехать из Парижа – разразилась Июльская революция, несколько лет граф и графиня жили в Швейцарии, Германии и Италии, прежде чем снова возвратились во французскую столицу. Побывали они и в России, произошло это в 1835 году. В ту недолгую поездку состоялось знакомство Анастасии с Пушкиным.




Брат Анастасии, Семен Хлюстин, был приятелем Пушкина

Потом, уже после его смерти, она напишет Жуковскому: «В течение этого, слишком короткого пребывания в Петербурге, я часто видела Пушкина, — больше, чем Вас, к моему большому сожалению. Его дар прозрения по отношению ко всему, что он видел только умозрительно, поразил меня так же, как поэтический оборот, который по поводу всего принимала его мысль без его ведома. Его беседа обнаруживала зрелость, которую я еще не находила в его лучших стихах».




Хлюстина состояла в переписке со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе и с Василием Жуковским

Хлюстина и сама часто и успешно бралась за перо – знакомство с поэтом вдохновило ее на статью «Александр Пушкин», к тому времени уже появлялись в печати ее обзоры русской литературы и переводы русских поэтов, кроме того, один из ее трудов был посвящен описанию поездок по Италии.
Свой салон она завела с 1837 года, когда уже вновь жила в Париже. Среди ее гостей были маршал Франции Эмманюэль Груши, Альфред ле Виньи, писатель, один из создателей французского романтизма, первый премьер-министр Италии Бенсо де Кавур.




На то, как проходили вечера в доме графини де Сиркур, оказывали влияние воспоминания о салоне Зинаиды Волконской, которые Хлюстина посещала в юности

Хлюстина при общении с людьми придавала значение не их политическим взглядам, а поступкам, ценила в собеседниках ум и талант, была добра, верна своим друзьям, проповедовала мир и согласие, примиряла оппонентов и спорщиков, и потому ее салон был часто единственным возможным местом встречи непримиримых, казалось бы, противников – по политическим, религиозным или философским убеждениям.




Проспер Мериме был гостем парижского салона графини

18 августа 1855 года в загородном доме Сиркуров в Сен-Клу произошел несчастный случай. Анастасия поднесла горящую свечу слишком близко к голове, отчего ее волосы загорелись. Графиня получила серьезные ожоги, ее частично парализовало, всю жизнь потом она страдала от болей. Но салон Хлюстиной продолжал существовать несмотря на полученное ею увечье – что как нельзя лучше подтверждает, что в роли хозяйки, принимающей у себя великосветское общество, дамы того времени видели действительно свое призвание.




Александр Иванович Тургенев, государственный деятель, друг Хлюстиной

Она умерла в марте 1863 года в возрасте пятидесяти пяти лет. Смерть Анастасии Хлюстиной оплакивали во многих странах – те, кому довелось стать частью ее общества. После смерти жены Адольф де Сиркур покинул Париж. Скончался он спустя шестнадцать лет.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/171119/44694/

Комментариев нет:

Отправить комментарий