Какие тайны хранит «Парижский Псалтырь» - роскошный образец средневековой миниатюры



«Парижский Псалтырь» - самый роскошный и великолепный образец средневековой книжной иллюстрации. Это сложная смесь классического прошлого и средневекового христианского настоящего, призванная донести политическое послание византийского императора в массы, а также возродить античное прошлое.

О термине «Псалтырь»
Сегодня слово «псалтырь» обозначает книгу или рукопись Библейской Книги Псалмов. Псалтыри были одним из наиболее часто копируемых и популярных произведений в средневековье благодаря их центральной роли в церковной церемонии. Издревле слово τό ψαλτήριον (psaltērion) (переведенное как Псалтырь) означало струнный щипковый музыкальный инструмент с 10–12 струнами, в сопровождении которого, а также некоторых других инструментов и исполнялись обращенные к Богу песни, то есть – псалмы. Псалмы, пришедшие и в русский язык, являются однокоренными с глаголом ψάλλω (psallō) – рвать, натягивать (тетиву лука), щипать, перебирать пальцами струны, играть на кифаре и на лире, петь, воспевать.

Происхождение рукописи «Парижский Псалтырь»
Миниатюра была создана в Константинополе в середине X века, в самом сердце эпохи, которую византийские ученые называют «македонским ренессансом» (867-1055).



Александр Македонский
Парижский Псалтырь получил свое название из своего современного местоположения, Парижской Национальной Библиотеки. Эта рукопись, как и большинство средневековых аналогов, была сделана не из бумаги, а из тщательно подготовленных шкур животных. Как уже было сказано выше, Псалтырь был создан в X веке, но фактически является преднамеренной изящной имитацией римской рукописи III-V веков, поэтому Парижский Псалтырь был призван возродить классическое прошлое. Мастер - миниатюрист широко почерпнул из античных образцов не только живописные приемы и мотивы, но и идейно-художественное содержание.



Парижская национальная библиотека

Композиция Псалтыри
Парижский Псалтырь, ко всему прочему, является наиболее известным освещенным византийским кодексом и славится необычайно обширной и богато иллюстрированной композицией. Она состоит из 449 страниц, включая 14 полностраничных иллюстраций в орнаментальном богатом обрамлении. Размер рукописи 37 х 26,5 см. Первые семь страниц посвящены истории Давида и его справедливому и образцовому для других царей правлению. Дави́д — второй царь народа Израиля после Саула. По Библии царствовал сорок лет. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Согласно библейским пророчествам, из рода Давида должен выйти Мессия.



Царь Давид
Остальные иллюстрируют соответствующие части текста (при этом, христологический цикл, а также иконоборческие сюжеты в них отсутствуют). Композиция рукописи ограничена широкими, характерными для периода «македонского возрождения» орнаментированными рамами. Их фон покрыт золотом, что сближает их с произведениями станкового искусства. Поскольку царь Давид традиционно считался автором Псалмов, он показан здесь в роли творца - музыканта и композитора, сидя на вершине валуна, играя на лире в идиллическом природном окружении.

Давид с лирой
Самая известная миниатюра в серии с Давидом изображает царя, играющего на лире. Пейзаж напоминает мотивы позднеантичного искусства (скалы, деревья, городские строения). Вокруг Давида уже собрались зачарованные музыкой звери, его игру вдохновляет Мелодия, аллегорическая фигура которой изображена рядом с Давидом в свободной, естественной позе. Вокруг этой центральной группы находятся фигура Эхо (горная нимфа, «дочь скалистого утеса») и фигура мужского пола, символизирующая город Вифлеем. Композиция, вероятно, была основана на греко-римской живописи, на которой изображен Орфей, очаровывающий мир своей музыкой.




Что знаменательно: окружение Давида, включая растения, животных и ландшафт, отличается от великолепных золотых фонов имперских мозаик (Юстиниана и Феодоры в Равенне или иконы Владимирской Богородицы). Напротив, Давид изображен естественно, как молодой пастух, а не как великий король или царь.

Другие иллюстрации миниатюры
На второй иллюстрации изображен Давид, защищающий свое стадо от льва, с мертвым медведем, которого он уже убил.



На третьей странице изображен Давид в окружении своего отца и братьев, с олицетворением кротости над ним.



На четвертой иллюстрации показан Давид, сопровождаемый олицетворением Силы. Он сражается с Голиафом.



Пятая иллюстрация является хорошим примером позднеримского художественного мотива, согласно которому ореолы используются для обозначения наиболее важной фигуры, в данном случае царя Саула. Надпись в левом верхнем углу: «Саул убил тысячу, а Давид десять тысяч».



Шестая иллюстрация показывает коронацию Давида женской фигурой, чей ореол указывает на то, что она является также важной персонификацией.



Последняя из этой серии иллюстрация показывает царя Давида в уже пожилом возрасте с фигурой Мудрости, фигурой Пророчества справа и голубем Святого Духа над его головой.



«Парижский Псалтырь» - блестящее подражание произведениям классического искусства, наполненное христианским содержанием. Это древнейшая из дошедших до нас «аристократических» Псалтирей. Благодаря сохранившимся средневековым миниатюрам современные искусствоведы могут более детально узнать о мироощущении человека того времени.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/171119/44685/

Комментариев нет:

Отправить комментарий