Картина «Весна» («Primavera») была названа «мифологической загадкой», и критики не пришли к единому мнению о смысле полотна: аллегория свадьбы или плодородного сезона? Прославление Венеры или красоты? Интерпретаций «Весны» множество, при этом одна не исключает другую. Какие загадки скрывает Эта известнейшая картина Боттичелли?
Художник Боттичелли
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи по прозвищу Боттичелли родился и умер во Флоренции. Он стал любимым художником семейства Медичи. Для влиятельного покровителя он создал свои самые знаменитые картины. «Весну» заказал в 1482 году Лоренцо Медичи в качестве свадебного подарка своему 17-летнему племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Она должна была составлять интерьер виллы Медичи в Кастелло, недалеко от Флоренции, и служить своеобразным наставлением для молодого строптивого юноши, которого дядя по политическим соображениям женил на девушке из знатной семьи Семирамиде д`Аппиани. Как ни странно, после смерти Боттичелли в 1510 году эта картина считалась устаревшей, слишком далекой от популярного в то время стиля Леонардо да Винчи и Микеланджело. Аналогичное отношение сложилось и к другим работам Боттичелли, забытым на сотни лет, пока критики не открыли их вновь в XIX веке.
«Весна» является одним из величайших произведений музея Уффици во Флоренции. Это завораживающая работа, где цветы, растения и танцующие фигуры создают мир чистой грации и движения.
Сандро Боттичелли
Сюжет и смысл картины
Представление на картине нереально и больше похоже на театральную мелодичную декорацию с абсолютно плоским фоном. Здесь художник не воспроизводит реальность, а создает идеальный мир образов. Персонажи имеют летящие неспешные позы и жесты, меланхолические улыбки, их фигуры распределены в строгой последовательности. Если обратить внимание, то можно заметить музыкальность и мелодичность композиции: группы из трех лиц перемещаются по картине подобно нотам в музыкальном сочинении. Именно эта музыкальность делает «Весну» исключительной и непревзойденной картиной.
Герои картины
На полотне изображены девять героев классической мифологии, возвышающихся над цветущим газоном в роще апельсиновых и лавровых деревьев.
Венера, богиня любви, плодородия и обновления природы, фигурирует в центре «Весны». Ее присутствие является отражением гуманистического интереса к классическому миру, который был популярен во Флоренции в то время. Гуманизм - главная идея Возрождения. Одетая в типичную флорентийскую одежду XV века, Венера стоит в арке, которую образуют ветки деревьев. Она обрамляет Венеру и дает ей привилегированное положение на картине. Над ее головой витает Купидон. По мнению ряда искусствоведов, прототипом Венеры выступила Симонетта Веспуччи (невестка Медичи - Семирамида д`Аппиани).
Слева зритель видит прекрасные три грации, танцующие за руки (в мифологии это трио сестер часто символизирует удовольствие, целомудрие и красоту). Римский писатель Сенека называет их «чистыми, непорочными и святыми». Жемчужины изящно вплетены в их волосы, которые символизируют чистоту. Одеяние граций похоже на кружево, легкое и прозрачное - это демонстрация виртуозного мастерства Боттичелли в изображении сложных видов ткани. Интересно заметить, что три грации становятся мишенью стрелы Купидона, который усиливает идею брака.
Слева от трех граций Меркурий - римский бог мая - использует свой кадуцей (посох), чтобы отгонять серые облака. Будучи посланником богов, он одет соответствующе своей мифологической роли - в шлем и крылатые сандалии.
Фрагменты
На правой стороне картины - Зефир, греческий бог западного ветра, преследующий нимфу по имени Хлорида. После того, как ему удается достичь ее, Хлорида превращается во Флору, богиню весны, которая изображена слева от пары. Флора разбрасывает цветы, которые она собрала на своем платье - это символ наступающей весны. Таким образом, картина иллюстрирует природную трансформацию.
Для красоты и непревзойденной картины Боттичелли включил в сцену более 500 видов растений, включая 200 видов цветов. Подробно изображая природную среду с обилием фруктов и цветов, Боттичелли вдохновлялся искусством гобеленов, например, коврами мильфлёр («тысяча цветов»), популярными в ту эпоху по всей Европе.
Фрагменты
Символика картины
Апельсиновая роща - символ династии Медичи (заказчики картины).
Меркурий - римский бог красноречия, мастерства, торговли и воровства, вестник и посланник богов, отождествленный с Гермесом.
Три хариты (грации) - Аглая, Ефросина, Талия - богини веселья, вдохновения и радости жизни. Прислужницы Венеры. Их призывали во время празднеств, чтобы они привносили гармонию.
Венера - богиня красоты, плодородия и процветания. Изображена в образе скромной замужней женщины.
Зефир - бог западного ветра.
Флора - богиня цветов, расцвета, весны и полевых плодов. На картине показан ее процесс перевоплощения из нимфы Хлориды.
Амур - сын Венеры, витающий над головой своей матери. Его глаза закрыты, поскольку любовь слепа. Свою стрелу он направляет на одну из харит, заприметившую Меркурия.
Трактовки картины
Самая известная и любимая почитателями Боттичелли интерпретация картины звучит следующим образом: благодаря любви (Венера) жизнь человека движется от чувств (Зефир, Хлорида и Флора) к созерцанию (Меркурий), проходя через разум (три Хариты).
Есть и иная популярная интерпретация: на картине изображена аллегория месяцев обновления и процветания. Справа налево представлены персонификации февраля (Зефир), марта (убегающая нимфа Хлорида, изо рта которой падают цветы), апреля (та же нимфа, превратившаяся во Флору), мая (Венера), трех летних месяцев (три грации), и, наконец, сентября (Меркурий, разгоняющий тучи). В таком ключе Боттичелли стремился продемонстрировать обновление любовного чувства на пути к заключению брака.
Сегодня это произведение является одним из наиболее важных в эпохе раннего Возрождения. Картина хранится в знаменитой флорентийской галерее Уффици, продолжая радовать и привлекать зрителей своей загадочной символикой, продуманной композицией и деликатным вниманием к деталям.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/121219/44907/
Комментариев нет:
Отправить комментарий