В связи со скандалом о подделках старых мастеров французские власти запретили возвращать «Святого Косму» в США после выставки в Музее Жакмар-Андре
В
«Святой Косма». Атрибутировано Бронзино. Фото: Courtesy of the Alana Collection
Приписываемая Бронзино картина «Святой Косма» из частной коллекции «Алана» была изъята после выставки в Музее Жакмар-Андре по распоряжению французской судьи Од Бюреси в связи с крупным скандалом о подделках старых мастеров, сотрясающим международный арт-рынок вот уже пять лет.
Причиной этих мер стало подозрение, что картина связана с арт-дилером Джулиано Руффини, европейский ордер на арест которого был выдан в сентябре минувшего года. Кроме того, были выданы ордера на арест его сына Матье и итальянского художника Лино Фронджи (он сейчас находится в тюрьме в Италии).
«Святой Косма» был в числе 70 работ из хранящейся в Нью-Джерси частной коллекции «Алана», экспонировавшихся в парижском музее с 13 сентября 2019 по 20 января 2020 года. Это была самая большая в истории выставка произведений из собрания чилийского миллиардера Альваро Сайе и его жены Аны Гусман (название «Алана» составлено из имен владельцев). «Святой Косма» пополнил коллекцию в 2011 году. В ее состав также входят произведения Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Витторе Карпаччо, Тинторетто, Паоло Веронезе и других итальянских мастеров. Впервые «Святой Косма» экспонировался в 2010 году на ретроспективе Бронзино в Палаццо Строцци во Флоренции. В роли кураторов выставки тогда выступили Филиппе Костаманья и Карло Фальчани, который курировал и недавнюю экспозицию в Музее Жакмар-Андре.
В беседе со следователями Костаманья, эксперт по флорентийской живописи и директор Музея Феша в Аяччо на Корсике, сообщил, что впервые увидел картину в квартире Руффини на улице Сент-Оноре в Париже. Тогда же он установил, что «Святой Косма» — подлинник Бронзино, и впоследствии включил его в свою флорентийскую выставку.
Вместе с тем куратор уверен в том, что «на рынке появился целый ряд подделок маньеристов, скопированных с их рисунков и эскизов». По его словам, на той же встрече с Руффини дилер показал ему портрет юноши в тюрбане якобы кисти Понтормо. «Я сразу же сказал, что это фальшивка, потому что на нем не было ни одного пентименто. Судя по всему, это была плохая копия рисунка из Галереи Уффици во Флоренции», — рассказал он The Art Newspaper.
Костаманья по-прежнему уверен, что «Святой Косма» — подлинник Бронзино, поскольку на этой картине как раз много следов творческих поисков художника. Искусствовед также говорит, что в то время, когда он осматривал работу на предмет подлинности, она, по всей видимости, находилась в собственности неких испанских дилеров, также присутствовавших на той встрече у Руффини.
Однако сам дилер настаивает на том, что именно он «обнаружил» давно утерянное произведение. При этом в описании его провенанса в каталоге Музея Жакмар-Андре имя Руффини не фигурирует. В нем указан некий Хуан Ламейя из Лондона в качестве предыдущего владельца, а уже следующим пунктом идет запись о том, что Сайе приобрел картину в галерее Hauser & Wirth в Цюрихе. Представители галереи, специализирующейся на модернизме и современном искусстве, заявили The Art Newspaper, что «записи о совершении такой сделки найти не удалось».
В Музее Жакмар-Андре «Святой Косма» экспонировался вместе с «Портретом Козимо де Медичи» Бронзино из частного туринского собрания. Представитель коллекции «Алана» говорит, что «обе картины были приобретены на английском арт-рынке у дилеров, которым мы доверяем и которые проинформировали нас о провенансе».
С начала расследования дела о фальшивых работах старых мастеров по решению суда были изъяты и отправлены на экспертизу шесть картин. В их числе «Венера» якобы кисти Лукаса Кранаха, конфискованная из коллекции князя Лихтенштейна во время выставки на юге Франции. Другое изъятое произведение — ранее приписывавшийся Пармиджанино «Святой Иероним»; Sotheby’s уже компенсировал его стоимость коллекционеру, купившему работу на торгах аукционного дома в Нью-Йорке. Еще одна картина, проданная Руффини, — портрет мужчины якобы кисти Франса Халса; вокруг него сейчас идет разбирательство в Лондоне.
Сайе составляет коллекцию итальянской живописи с 1990-х годов. В октябре минувшего года лос-анджелесский Музей Гетти объявил о приобретении из его собрания другой работы Бронзино, «Мадонны с младенцем», версии более известного полотна из лондонской Национальной галереи. По информации Gazette Drouot, именно Сайе стал покупателем Чимабуэ — картины «Осмеяние Христа», обнаруженной на кухне у пожилой француженки и проданной на аукционе в октябре 2019 года за €24,2 млн. Сейчас Франция пытается собрать средства, чтобы выкупить произведение.
В
«Святой Косма». Атрибутировано Бронзино. Фото: Courtesy of the Alana Collection
Приписываемая Бронзино картина «Святой Косма» из частной коллекции «Алана» была изъята после выставки в Музее Жакмар-Андре по распоряжению французской судьи Од Бюреси в связи с крупным скандалом о подделках старых мастеров, сотрясающим международный арт-рынок вот уже пять лет.
Причиной этих мер стало подозрение, что картина связана с арт-дилером Джулиано Руффини, европейский ордер на арест которого был выдан в сентябре минувшего года. Кроме того, были выданы ордера на арест его сына Матье и итальянского художника Лино Фронджи (он сейчас находится в тюрьме в Италии).
«Святой Косма» был в числе 70 работ из хранящейся в Нью-Джерси частной коллекции «Алана», экспонировавшихся в парижском музее с 13 сентября 2019 по 20 января 2020 года. Это была самая большая в истории выставка произведений из собрания чилийского миллиардера Альваро Сайе и его жены Аны Гусман (название «Алана» составлено из имен владельцев). «Святой Косма» пополнил коллекцию в 2011 году. В ее состав также входят произведения Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Витторе Карпаччо, Тинторетто, Паоло Веронезе и других итальянских мастеров. Впервые «Святой Косма» экспонировался в 2010 году на ретроспективе Бронзино в Палаццо Строцци во Флоренции. В роли кураторов выставки тогда выступили Филиппе Костаманья и Карло Фальчани, который курировал и недавнюю экспозицию в Музее Жакмар-Андре.
В беседе со следователями Костаманья, эксперт по флорентийской живописи и директор Музея Феша в Аяччо на Корсике, сообщил, что впервые увидел картину в квартире Руффини на улице Сент-Оноре в Париже. Тогда же он установил, что «Святой Косма» — подлинник Бронзино, и впоследствии включил его в свою флорентийскую выставку.
Вместе с тем куратор уверен в том, что «на рынке появился целый ряд подделок маньеристов, скопированных с их рисунков и эскизов». По его словам, на той же встрече с Руффини дилер показал ему портрет юноши в тюрбане якобы кисти Понтормо. «Я сразу же сказал, что это фальшивка, потому что на нем не было ни одного пентименто. Судя по всему, это была плохая копия рисунка из Галереи Уффици во Флоренции», — рассказал он The Art Newspaper.
Костаманья по-прежнему уверен, что «Святой Косма» — подлинник Бронзино, поскольку на этой картине как раз много следов творческих поисков художника. Искусствовед также говорит, что в то время, когда он осматривал работу на предмет подлинности, она, по всей видимости, находилась в собственности неких испанских дилеров, также присутствовавших на той встрече у Руффини.
Однако сам дилер настаивает на том, что именно он «обнаружил» давно утерянное произведение. При этом в описании его провенанса в каталоге Музея Жакмар-Андре имя Руффини не фигурирует. В нем указан некий Хуан Ламейя из Лондона в качестве предыдущего владельца, а уже следующим пунктом идет запись о том, что Сайе приобрел картину в галерее Hauser & Wirth в Цюрихе. Представители галереи, специализирующейся на модернизме и современном искусстве, заявили The Art Newspaper, что «записи о совершении такой сделки найти не удалось».
В Музее Жакмар-Андре «Святой Косма» экспонировался вместе с «Портретом Козимо де Медичи» Бронзино из частного туринского собрания. Представитель коллекции «Алана» говорит, что «обе картины были приобретены на английском арт-рынке у дилеров, которым мы доверяем и которые проинформировали нас о провенансе».
С начала расследования дела о фальшивых работах старых мастеров по решению суда были изъяты и отправлены на экспертизу шесть картин. В их числе «Венера» якобы кисти Лукаса Кранаха, конфискованная из коллекции князя Лихтенштейна во время выставки на юге Франции. Другое изъятое произведение — ранее приписывавшийся Пармиджанино «Святой Иероним»; Sotheby’s уже компенсировал его стоимость коллекционеру, купившему работу на торгах аукционного дома в Нью-Йорке. Еще одна картина, проданная Руффини, — портрет мужчины якобы кисти Франса Халса; вокруг него сейчас идет разбирательство в Лондоне.
Сайе составляет коллекцию итальянской живописи с 1990-х годов. В октябре минувшего года лос-анджелесский Музей Гетти объявил о приобретении из его собрания другой работы Бронзино, «Мадонны с младенцем», версии более известного полотна из лондонской Национальной галереи. По информации Gazette Drouot, именно Сайе стал покупателем Чимабуэ — картины «Осмеяние Христа», обнаруженной на кухне у пожилой француженки и проданной на аукционе в октябре 2019 года за €24,2 млн. Сейчас Франция пытается собрать средства, чтобы выкупить произведение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий