Дали без магии: король эксцентрики в Москве

В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно


Сальвадор Дали. «Портрет моей сестры». 1925. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

В Москву привезут 180 произведений: живопись, рисунки, акварели и гравюры — из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали», Центра искусства королевы Софии и частных коллекций. Мы увидим ранние импрессионистические вещи, поздние абстракции и лучшую живопись 1930–1940-х годов, классический сюрреализм. Нам покажут эскизы театральных постановок, пробу сил в анимации, серию иллюстраций к «Божественной комедии» (1959–1963), рисунки к книге «50 секретов магического мастерства» (1948), документальную ленту о художнике, огромный фотоархив. Будет подробно освещена история любви Дали и его супруги и музы Галы (Елены Дьяконовой в девичестве). Никогда еще в России наследие художника не презентовали в таком количестве и качестве.

Событие дает повод поговорить о Дали без экивоков, что, дескать, его творчество — сюрреализм для бедных (весьма распространенное мнение, результат «черного пиара» его бывшего старшего товарища, поэта Андре Бретона).

Сальвадор Дали был чрезвычайно одарен. Он родился в 1904 году в Фигерасе в состоятельной семье нотариуса. Рисовать начал в три года. В 15 уехал в Мадрид учиться на художника. В 22 года перебрался в Париж, где познакомился с авангардом и его звездами — Пабло Пикассо, Андре Бретоном, Жоржем Браком и прочими — и влюбился в жену поэта Поля Элюара Галу. Последняя ради него бросила семью, десятилетнюю дочь и полностью посвятила себя продвижению амбициозного испанца. В те годы Дали практиковал кубизм с дадаизмом, но по-настоящему его зацепили идеи сюрреализма, который провозглашал высвобождение энергии подсознательного. Идейный потенциал сюрреализма Дали реализовал максимально эффективно. Когда позже он говорил: «Сюрреализм — это я!», то был не так далек от истины. Без его образов это направление вряд ли получило бы всепланетную популярность. Как писал один из первых его серьезных исследователей Джеймс Тралл Соби, Дали изобразил «нереальный мир с таким крайним реализмом, что его действительность не могла подвергаться сомнению».

Лейтмотивами творчества художника в 1930-е годы стали тревожность и страхи, скрытая угроза. С ним в унисон тревогу испытывало поколение, пережившее мировую войну и изо всех сил пытавшееся избежать следующей. Ключевая работа Дали этого периода (она будет на выставке в Москве) — «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны»: то ли два уродливых мутанта, то ли распавшееся до отдельных конечностей человеческое тело, что замерло в невыразимой муке, уничтожая самое себя. Картина стала реакцией на политическою ситуацию в Испании, где к власти рвался генерал Франко, и шире — предчувствием краха гуманизма в Европе в следующие десять лет.

Сальвадор Дали. «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры». 1978. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Сам Дали крах гуманизма наблюдал из-за океана: в 1940 году они с Галой перебрались в США, где его ждала работа в Голливуде, на Бродвее, издание автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и многое другое. В 1941-м в нью-йоркском Музее современного искусства (МoМА) прошла персональная выставка художника. Американские искусствоведы находили истоки его творчества в испанской культуре, когда-то пережившей жестокость и боль инквизиции, в мистицизме Босха, в натурализме «малых голландцев». Заработав в Америке славу и деньги, в 1948-м супруги вернулись во франкистскую Испанию. Нарушитель табу и ниспровергатель буржуазных ценностей в юности, в это время Дали пишет религиозные картины — «Тайная вечеря» (1955), «Вознесение Христа» (1958) — и становится официально признанным художником.

В 1960-е, когда его друзья Пикассо, Рене Магритт, Жоан Миро и прочие сошли со сцены, наш герой пережил вторую молодость. Король эксцентрики с выпученными глазами и напомаженными усами, в крокодиловых туфлях с фиолетовыми носками, леопардовых штанах и желтом пиджаке, он имел славу вдохновителя рок-н-ролла. Дали завел роман с Амандой Лир, на 35 лет его моложе, приглашал в совместные перформансы самых красивых манекенщиц, и те почитали за честь подставить под кисть маэстро свои обнаженные тела. Он стал самым дорогим художником мира: цены на его вещи доходили до $500 тыс., что эквивалентно $4 млн на сегодняшний день. Он продавал не только искусство, но и свой бренд. Его имя появилось на ювелирных украшениях, тиражной станковой скульптуре, мебели, духах. В 1969-м он изобрел бессменный логотип карамелек Chupa Chups.

В 1971 году Дали рассорился с английским бизнесменом и коллекционером Питером Муром, который на протяжении 20 лет вел его финансовые дела, и попал в лапы бесчестных менеджеров. Те наладили конвейерное производство подписной тиражной графики. В конце жизни художник уже не контролировал процесс и, по легендам, в иной день подписывал до 4 тыс. пустых листов, на которых потом что-то печаталось. (Бизнес жестоко отомстил мастеру за размывание бренда: когда сегодня набираешь его имя в поисковике, то первой выскакивает реклама мужских трусов.)

В 1980-м парижский Центр Жоржа Помпиду устроил грандиозную выставку Дали, собрав на нее все-все — от картин до ювелирных украшений и мебели. В 1982 году умерла Гала. В последние годы жизни художник страдал болезнью Паркинсона. Скончался он 23 января 1989 года, не дожив нескольких месяцев до 85 лет.

Сальвадор Дали. «Максимальная скорость „Мадонны“ Рафаэля». 1954. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

В наши дни к искусству Сальвадора Дали двойственное отношение. Его вариант сюрреализма многим кажется слишком гламурно-глянцевым. В то же время если ретроспективно, держа в уме эстетику голливудских блокбастеров («Звездные войны», «Аватар» и прочее), посмотреть, кто был родоначальником всех этих выдуманных миров, то сразу вспоминаешь Дали. Мебель по эскизам и духи его имени выпускаются до сих пор. Фантастическая популярность художника у публики на протяжении почти 100 лет — тоже культурный феномен.

На сегодняшний день в Испании есть три персональных музея художника: Театр-музей в Фигерасе, замок «Гала — Дали» в Пуболе и дом Дали в Порт-Лигате. Их работу курирует фонд «Гала — Сальвадор Дали». Количество посетителей трех музеев превышает 1,3 млн в год, но в 2019-м оно несколько снизилось (на 7,5%), что, очевидно, и подталкивает испанских кураторов к международным выставочным проектам.

Организаторы выставки — Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в партнерстве с Департаментом культуры города Москвы, фондом «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусства королевы Софии» (Мадрид). Куратором выступил Монсе Агер, директор Музеев Дали.

Центральный выставочный зал «Манеж»
Сальвадор Дали. Магическое искусство
28 января – 25 марта 

Комментариев нет:

Отправить комментарий