Уже давно ученые и художники обсуждают вопрос о том, как живописцам в эпоху Возрождения вдруг стали удаваться невероятно реалистичные картины. Одним из возможных объяснений считают использование новейших для того времени оптических приборов. Споры о том, что великие мастера прошлого, возможно, немного «жульничали», срисовывая контуры изображения с их проекций, до сих пор не утихают. Масла в огонь подлил в 2000-х годах известный британский художник Дэвид Хокни, который провел ряд экспериментов и принципе подтвердили эту «конспирологическую» теорию.
Классик британского искусства, который в последние годы считается самым дорогим и продаваемым художником в мире, около 20 лет назад неожиданно задумался над феноменом живописи Ренессанса. Почему, собственно, до этого времени художники принципиально рисовали достаточно плоские картины, явно не имея представления о перспективе, и вдруг неожиданно начинают создавать невероятно реалистичные шедевры. Началось все с того, что современному гению вдруг пришло в голову рассмотреть рисунки старинного мастера Огюста Доминика Энгра под лупой. Этот художник – гораздо более поздний, жил он в XIX веке, но является ярким представителем французской академической школы. Пытаясь разгадать тайну его невероятно реалистичных работ, Хокни вдруг заметил сходство в нанесении линий Энгра с некоторыми работами Энди Уорхола. А надо сказать, что лидер поп-арта иногда очень прозаически «баловался» в своем творчестве – проецировал фотографии на холст и перерисовывал их. Так, например, был создан знаменитый портрет Мао. Хокни предположил, что свои рисунки Энгр создавал при помощи камеры-люциды. Это устройство с помощью призмы позволяло получать на бумаге оптическую иллюзию рисуемого изображения. Художнику оставалось лишь обвести его и дорисовать детали. Устройство было описано еще Иоганном Кеплером в начале XVII века, но сконструировали его только через 200 лет.
Рисование портрета при помощи камеры-люциды, 1807 г.
Хокни заинтересовался этим вопросом и провел настоящее научное исследование: он собрал множество репродукций работ старых мастеров и развесил их по стене, расположив по времени создания, и регионам - север наверху, юг внизу. Проанализировав затем уровень реалистичности картин, Дэвид увидел резкий «перелом» на рубеже XIV-XV веков. Логично было предположить, что причиной могли быть изобретенные в это время оптические устройства. Камера-люцида отпадала, так как ее запатентовали только в 1807 году, но ведь еще со времен Аристотеля известно было более простое устройство, также позволяющее получать проекции изображения – это камера-обскура, знаменитый прообраз фотоаппарата.
Дэвид Хокни пытается систематизировать старинные полотна по степени их реалистичности
Упоминания о камере-обскуре встречаются еще в V—IV веке до н. э. — последователи китайского философа Мо-цзы описали возникновение перевернутого изображения на стене затемненной комнаты. Это и есть принцип работы подобных устройств. Световые лучи, отражаясь от ярко освещенных объектов, проходят через небольшое отверстие, границы которого служат линзой, и создают перевернутое изображение. При правильной настройке на стене темной комнаты можно получить отражение предметов и обрисовать их. Именно так выглядели первоначальные камеры – это были достаточно большие устройства, которыми пользовались, находясь внутри.
Принцип действия старинной камеры-обскуры
В древние времена такие темные палатки использовали для наблюдения за астрономическими явлениями (затмениями солнца, например). Ученые считают, что первым для нужд живописи камеру-обскуру приспособил, конечно, Леонардо да Винчи, ведь именно он подробно описал ее в своем «Трактате о живописи». Через 150 лет после великого гения Возрождения это устройство сделали портативным и оснастили линзой – теперь камера представляла собой небольшой деревянный ящик. Зеркало, установленное в нем под углом, проецировало изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволяло переносить изображение на бумагу. Известно, что именно такую камеру использовал в работе Ян Вермеер.
Некоторые детали картин Вермеера находятся «не в фокусе», что доказывает использование им при работе оптических устройств с линзой
Чтобы подтвердить свою догадку, Дэвид Хокни привлек к работе физика Чарльза Фалко, перешел к практическим экспериментам и попытался воспроизвести с помощью таких же оптических устройств фрагмент картины Яна Ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини». Взяв только одну люстру для работы, художник нашел ее аналог и попытался нарисовать, используя такие же технические устройства, какими располагали художники в 1434 году, именно в это время была создана картина. Ему это удалось, только используя выгнутое зеркало в качестве линзы. Однако именно такое зеркало и было изображено на картине, поэтому объединенная команда художников, физиков и историков результатами своих исследований осталась очень довольна.
Ян Ван Эйк «Портрет Четы Арнольфини» и фрагменты картины
У данной теории до сих пор находятся противники, однако на сегодняшний день можно считать практически доказанным, что революционный скачок в живописи, который сегодня связывают с эпохой Возрождения, на самом деле произошел во многом благодаря новейшим для того времени оптическим устройствам, которые «научили» художников рисовать предметы в перспективе. Кстати, следующим шагом в развитии искусства считают изобретении фотографии. После того, как желание человека запечатлеть реальность как можно более достоверно было таким образом удовлетворено, живопись смогла освободиться от оков реализма и начала движение в прямо противоположном направлении, но это уже, разумеется, совсем другая история.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150120/45197/
Комментариев нет:
Отправить комментарий