Гобелены, а точнее - шпалеры, возникли потому, что позволяли защититься от холода и сквозняка. Но этим чисто практическим назначением сущность шпалеры не объяснить, ведь большинство таких изделий были в прошлом настоящими предметами искусства - предметами чрезвычайно ценными и дорогими. Как эти настенные ковры заслужили такую репутацию?
Шпалеры древности и традиции, перенятые европейцами
Гобелен XIV века, Франция
То, что принято именовать гобеленом, имеет более точное название – шпалера. Это безворсовый ковер ручной работы, с рисунком на одной – лицевой – стороне, предназначенный для того, чтобы украшать стену. Создается шпалера путем перекрестного переплетения нитей разного цвета с помощью специального приспособления – утка. Нити образуют одновременно и рисунок, и саму ткань ковра.
Прообразы шпалер существовали еще в древнем мире, а с первого тысячелетия новой эры началось развитие этого вида ткачества, жители Египта перенимали искусство плетения ковров от народов Месопотамии, а потом и сами добились в этом деле немалых успехов. Расцвет шпалерного ремесла пришелся на IV – VII века; египетские копты изготавливали такие ковры, используя льняную основу и шерстяные нити для создания узоров и орнаментов. По-видимому, шпалеры создавали и в античном мире.
Гобелен из Байе, XI век (фрагмент). Несмотря на название, ни гобеленом, ни шпалерой это изделие не является, представляя собой вышивку шерстяными нитями на льняном полотне. Длина составляет около 70 метров, ширина - чуть более полуметра
Сюжетами для таких тканых «картин» служили античные мифы, изображения цветов и фруктов, а позже – библейские предания. Свои традиции плетения шпалер были и на востоке, в Китае с третьего века до новой эры плели ковры с использованием шелковых нитей, а потом это искусство переняли японцы.
Причины, по которым шпалерное ремесло вообще возникло, связаны и с эстетическими потребностями людей прошлых веков, и с практическими соображениями – ведь плетеный ковер служил неплохой защитой от холода в помещении. А потому к традициям плетения шпалер приходили разные культуры, например, в Южной Америке этот вид ткачества был популярен за века до прибытия европейцев – об этом говорят находки, сделанные в захоронениях. При создании определенных оттенков рисунка использовались человеческие волосы. Плетением ковров занимались женщины, и уже с VI века для этой работы использовались ткацкие станки.
Европейские шпалеры и собственно гобелены
Гобелен, созданный в Европе в Средние века
Европа переняла традиции шпалерного производства у восточных племен, произошло это во времена крестовых походов, начавшихся в XI веке. Трофейные, а потом и изготовленные европейцами ковры развешивали на стенах, чтобы и защитить помещение от пронизывающего холода, и придать залам нарядный, торжественный вид. Кроме того, шпалеры использовались как перегородки, ими украшали храмы, они использовались как декорации для праздничных церковных шествий. Первой созданной в Европе считается шпалера из церкви святого Гереона в Кельне.
Анжерский апокалипсис
Разумеется, в первые века эти ковры демонстрировали главным образом сюжеты из библейских сказаний. В XIV веке был создан «Анжерский апокалипсис», серия шпалер, которые содержали сцены из «Откровений Иоанна Богослова». Она была создана для короля Людовика I. Вообще в те времена, да и долгое время потом, именно короли да церковь были заказчиками шпалер – для остальных приобрести домой такое украшение было делом совершенно не подъемным с финансовой точки зрения. На протяжении долгого времени гобелены-шпалеры считались принадлежностью роскошных королевских резиденций, тем более что техника плетения с развитием ремесла усложнялась.
Техника «мильфлёр»: по однотонному фону изображено множество цветов или листьев (техника XV-XVI веков)
Критерием качества шпалеры становилась плотность плетения, которая постоянно росла, от 5 нитей основы на 1 сантиметр в Средние века до 16 нитей в XIX веке. Шпалеры с большой плотностью позволяли добиться почти того же визуального эффекта, что и живописное произведение. Поначалу мастера использовали нити шести разных цветов, но постепенно количество оттенков возрастало, достигнув к концу XVIII века почти девятисот.
Шпалера, Аррас, XV век
Поначалу центром шпалерного искусства была Фландрия; мастера французского Арраса стали использовать в работе золотые и серебряные нити, а в XVII веке началось активное развитие и других цехов коврового ткачества. Во Франции и раньше существовали мануфактуры, но в небольшом масштабе, главными поставщиками шпалер для королевского двора были фламандцы. Король Генрих IV своим указом основал в Париже фабрику, а разместилась она в здании, принадлежавшем семье Гобеленов, где раньше работал красильщик шерсти Жиль Гобелен. С момента выдачи мануфактуре Гобеленов соответствующего королевского патента – а именно с 1607 года – и начинается история собственно гобеленов – шпалер, созданных на этом предприятии.
Главное здание мануфактуры Гобеленов в Париже
Для организации работы король вызвал в Париж двоих фламандцев – Марка де Команса и Франсуа де ла Планша, им были пожалованы дворянские титулы, а кроме того – цеха, оборудование и существенные субсидии: Генрих очень хотел, чтобы французы научились изготавливать лучшие в мире шпалеры. Ввоз ковров из-за границы был запрещен.
Шпалеры как вид искусства, соперничавший с живописью
Шпалера «Гнев Ахилла», созданная по картону Рубенса
Дела мануфактуры шли в гору, мастера получали заказы от королевского двора, а исполняли их не только сами ткачи, но и художники, которые готовили эскизы для шпалер – картоны. Часто за работу картоньера брались великие мастера живописи. Во второй половине XVII века возглавлял мануфактуру самый влиятельный французский художник Шарль Лебрен, и помимо него, эскизы для шпалер создавали Якоб Йорданс, Рубенс, Симон Вуэ. Ткацкие приемы совершенствовались, возникали все новые творческие приемы, и гобелены уже всерьез соперничали с живописью, а в цене – значительно выигрывали у картин самых прославленных художников.
Шпалера «Людовик XIV с Кольбером посещают мануфактуру Гобеленов»
Гобелен XVIII века
Вслед за французами мануфактуры стали создавать и в других странах Европы, а в начале XVIII века искусство создания шпалер начали осваивать в России. Для этого Петр I привез в страну нескольких мастеров мануфактуры Гобеленов и основал, в свою очередь, в Екатерингофе Петербургскую шпалерную мануфактуру, которая так и останется единственным крупным отечественным предприятием по изготовлению гобеленов. Иностранцы изготавливали шпалеры и одновременно обучали подмастерьев. В качестве картонов часто использовали произведения живописи из императорских коллекций.
Всего Петербургской мануфактурой было создано 205 шпалер, в 1858 году она была закрыта из-за того, что несла постоянные убытки. Впрочем, кризис переживало не только российское ковроткачество.
Шпалера «Полтавская баталия», созданная на Петербургской мануфактуре одной из первых
Новую жизнь гобеленам подарил художник Жан Люрса, реформатор шпалерного искусства, разработавший в первой половине прошлого века новые принципы создания плетеных безворсовых ковров, опираясь на средневековые традиции и в чем-то вернувшись к основам ремесла. Он исходил из того, что гобеленам не следует подменять собой произведения живописи, что этот вид искусства куда ближе к архитектуре, ведь шпалеры «одевают часть здания». Структуру плетения он вернул к средневековым стандартам, изделия изготавливались значительно быстрее и стоимость их производства существенно снизилась.
Шпалера авторства Жана Люрса
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150120/45196/
Комментариев нет:
Отправить комментарий