«Музыкантши» - одна из наиболее известных работ Мастера женских полуфигур, которая скрывает скрытые тайны неизвестного живописца. Особенно любопытны изображенные ноты. Кто же этот таинственный Мастер полуфигур? И что написано на нотах?
«Музыкантши» - картина нидерландского художника XVI века, известного под условным именем Мастер женских полуфигур, из собрания Государственного Эрмитажа с авторскими повторениями из других музеев. Также картину называют «Три музицирующие девушки».
Три вариации картины
Неизвестный автор
Мастер женских полуфигур - это имя, данное художнику или группе художников мастерской, работавшей в XVI веке. Название было для того, чтобы идентифицировать создателей произведений 107 картин. Мастер, работавший на юге Нидерландов или в Антверпене, создавал женские фигуры в жанровых сценах, небольших религиозных и мифологических произведениях, пейзажах и портретах. Как часто бывает в таких случаях, безымянного художника в искусствоведческой литературе именуют какой-то характерной особенностью картин, которые ему атрибутируются (Мастер игральных карт), или сюжета, который он изображал (Флемальский мастер), или инициалов, которые он ставил вместо полного имени (Мастер Е.S.), и так далее. Указанный мастер получил такое именование, поскольку в большинстве случаев изображал молодых женщин в полуфигурном ракурсе.
Работы Мастера
Работы, приписываемые Мастеру женских полуфигур, вероятнее всего были творениями большой мастерской, специализирующейся на небольших полотнах с изображением аристократических барышень. Дамы на картинах участвуют в различных сюжетах, таких как чтение, письмо или игра на музыкальных инструментах. У всех женщин одинаковое сердцевидное лицо и одинаковый ракурс. Выражения и жесты женских фигур характеризуются грацией. Мастер ясно выражает в своих работах высокие художественные и нравственные гуманистические ценности Северного Ренессанса. Интерьер на картинах, как правило, имеет деревянные панели или нейтральный фон. Наиболее известными работами художника являются картины «Мадонна с младенцем» и «Музыкантши» (или «Три музицирующие девушки»).
«Мадонна с младенцем» находится в собрании Эрмитажа. Не будь преувеличением назвать эту работу лучшей в творчестве неизвестного мастера. На картине изображен довольно стандартный для XVI века сюжет: Дева Мария с младенцем Иисусом. Дева Мария внимательно рассматривает книгу, а Иисус изучает виноградную лозу. Пейзаж на заднем плане напоминает работа Йоахима Патинира. Очень интересна символика полотна: виноград - символ христианства и причастия, а в руках Младенца - символ грядущей жертвенной смерти. Вишня является атрибутом благих намерений и обретения небесного рая. Соответственно вместе они символизируют смерть и воскресение Иисуса Христа.
Мадонна с Младенцем,Эрмитаж
Вторая наиболее известная работа Мастера - «Музыкантши» - одна из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Работа имеет несколько вариантов, из которых лучший находится в собрании Харрах (Замок Рорау близ Вены, Австрия).
Сюжет картины
Музицирующие девушки изящны и элегантны: образ девушек, их тонкие аристократические пальцы, дорогой наряд, соответствующий последней моде того времени и дополненные дорогими украшениями. Прелестно подобранная цветовая гамма гармонирует с сюжетом: палитра не броская, в основном бежево-коричневая, теплая уютная комната несколько разбавлена голубым светом, проникающим сквозь решетчатые окна.
Фрагменты
Нотная книга
Как было доказано исследователями, раскрытая нотная книга содержит реально существующую арию на французском языке: это музыка Клодена де Сермизи и стихи Клемана Маро, опубликованные в Париже в 1529 году. Текст гласит:
Я дам вам радость
Мой друг, и поведу вас туда,
Куда стремится ваша надежда;
Пока я жива, я н покину вас,
Даже когда я умру,
Душа моя сохранит о вас память.
Да, стихи идеально гармонируют с тонким сюжетом и образом героинь. Советский и российский музыкант А. Е. Майкапар изучил нотную запись на картине и пришел к выводу, что певица слева исполняет партию сопрано, флейтистка в центре играет по теноровой партии, а лютнистка справа аккомпанимирует по памяти, не глядя в ноты. Ее скромный и нежный взгляд направлен прямо на зрителя.
Картина написана после 1529 года либо самим неизвестным Мастером, либо его учеником. История картины также неизвестна, она поступила в Эрмитаж между 1763 и 1773 годом из неустановленного источника. Хотя некоторые работы и пытались квалифицировать как работы Жана Клуэ и Ганса Верейка, но попытки оказались неудачными. Настоящее имя Мастера до сих пор остается загадкой.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090320/45650/
Комментариев нет:
Отправить комментарий